Правовые основы муниципальной собственности на землю

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Правовые основы муниципальной собственности на землю

2. Компетенция органов местного самоуправления по регулированию вопросов владения, пользования и распоряжения землей

3. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности

3.1. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности

3.2. Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения

3.3. Приватизация земельных участков, на которых расположены кондоминиумы

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

Важнейшая, извечно российская проблема вышла из тени и обострилась со всей возможной тяжестью своих последствий — проблема ЗЕМЛИ. Реформирование земельных отношений началось в 1990 году с принятием Закона РСФСР «О земельной реформе». На протяжении последующих 10 лет были приняты порядка 40 федеральных законов, более 30 указов президента и около сотни постановлений правительства. Но эффективного правового инструмента решения проблем в сфере земельных отношений страна так и не получила. В 2001 году предпринята попытка очередной земельной реформы. В июле был принят Закон Российской Федерации «О разграничении государственной собственности на землю» и новый Земельный кодекс РФ — в октябре. Несомненно, сделан шаг вперед. Многое встало на свои места. Но остался непроясненным ряд важных для населения и органов местного самоуправления вопросов. До принятия нового Земельного кодекса РФ органам местного самоуправления в регулировании земельных отношений отводилась второстепенная роль. Сейчас они, наконец, добились признания своих прав. Но до того как они смогут ими воспользоваться, немало еще воды утечет. Земельным кодексом закреплено право муниципальных образований иметь в собственности земельные участки, но пока разграничения государственной собственности в соответствии с федеральным законом не произведено. Вся государственная земля как была, так и остается в федеральной собственности. По данным государственного земельного учета, на 1 января 2003 года в госсобственности, куда включили и собственность муниципальных образований, было 157778,7 млн.га земли, или 92,4 процента земельного фонда Российской Федерации. Остальная земля принадлежит частным лицам. По сути дела, у муниципальных образований собственной земли нет. Идет бесконечная распродажа земель, минуя городские власти и в нарушение интересов жителей города. Что ж, замораживать градостроительные программы, посоветовать деловым кругам и инвесторам подождать, когда в вопрос будет внесена ясность? А когда она будет внесена? Сроки принятия актов о разграничении земель и утверждения их правительством РФ до сих пор не установлены. Процесс грозит затянуться до бесконечности.

Согласно Земельному кодексу РФ в муниципальной собственности находятся все земли в пределах города (поселения) за исключением земель, находящихся в государственной собственности. Если для наглядности представить город в виде головки сыра, то на долю местного самоуправления приходятся одни «дырки» — дороги, газоны, овраги, свалки, болота. То есть, с одной стороны, муниципальная собственность на землю провозглашена, а с другой — пользоваться, владеть и распоряжаться этой собственностью муниципалы не могут из-за того, что до сих пор не разграничены государственные, региональные и местные земли. Нет пока даже исчерпывающей картины земельных ресурсов населенных пунктов, нет организации учета земельных участков и определения их границ. Лишь в немногих муниципальных образованиях земельные кадастры готовы на 60 процентов. В большинстве же — процентов на двадцать—сорок.

Провозглашая право органов местного самоуправления быть полноценными участниками земельных отношений, законодательство по-прежнему наделяет муниципальные образования землей по остаточному принципу. Разграничение земель предполагается явно в ущерб муниципальным образованиям. У них отняты городские леса и земли общего пользования. Согласно кодексу все земли под имуществом, приватизированным в свое время из государственной собственности, не могут быть муниципальными. Но ведь очевидно, что все имущество в России было до приватизации в государственной собственности. Картина вырисовывается безрадостная. По данным Конгресса муниципальных образований РФ, получается, что в муниципальную собственность будет передано не более 20 процентов городских земель.

Появилась, правда, очень важная деталь при решении земельного вопроса. В необходимых случаях органы местного самоуправления будут выкупать для своих нужд участки земли, например, у частника или предприятия. В Европе это обычная практика, а для России — дело новое. Но откуда нам брать средства на эти цели — не определено.

В соответствии со ст. 15 Налогового кодекса РФ земельный налог назван местным. А по Бюджетному кодексу РФ местные налоги полностью зачисляются в местные бюджеты. На практике центр ежегодно изымает у муниципальных образований ровно 50 процентов средств земельного налога. И органы местного самоуправления вынуждены «срезать» выделение средств на воспроизводство городской недвижимости, развитие рынка земли, приватизацию городских земель. Без фактического наделения органов местного самоуправления муниципальной собственностью провозглашенные Конституцией права граждан и полномочия местного самоуправления не будут реализовываться, а муниципальные образования развиваться. Без реального права собственности на землю местное самоуправление не состоится как сильный и дееспособный институт власти. Во все времена в России настоящий хозяин владел землей. Только тогда его признавали.

Цель курсовой работы – изучение, анализ и общая характеристика нормативных актов в области регулирования земельных отношений органами местного самоуправления.

В первой части работы рассмотрены правовые основы муниципальной собственности на землю, во второй части — компетенция органов местного самоуправления по регулированию вопросов владения, пользования и распоряжения землей, а в третьей – порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в муниципальной собственности.

Курсовая работа написана на основе изучения нормативно-правовой базы РФ и комментариев правоведов к законодательным актам.

Курсовые работы