Коллизии в праве

1. Эволюция учений о юридической коллизии.

Еще Платон и его ученики обращаются к пониманию противоречий, причин их возникновения и способов устранения. Однако пониманию противоречий, в общем, и юридическим коллизиям всегда уделяли не очень много внимания. До сих пор в большинстве учебников по Теории государства и права нет не чтобы параграфов посвященных юридическим коллизиям, но зачастую они напрямую и не упоминаются. Так, один из наиболее «популярных» учебников по Теории государства и права под редакцией М.Н. Марченко[1] не содержит ни одного параграфа о конфликтологии; учебник под редакцией Г.Н.Манова[2], не упоминает о юридических коллизиях вообще.

Что же изучается «взамен» конфликтологии и юридических коллизий? В рамках общей теории права, наук гражданского и уголовного права, криминологии развивается общая теория правонарушений. Детальное изучение поведения, поступка и ответственности через призму закона, особенно отклоняющегося поведения В.Н. Кудрявцевым открыло здесь новое направление[3].

Примечательно, что при обилии научных работ в анализе правоприменения, реализации законов и иных актов упор делается на правонарушения как признаваемые и осуждаемые законом явления, на их фиксированность — временную, нормативно-структурированную, количественную. Проблема коллизий в крупном масштабе не ставится и не решается. Она сводится к коллизионным нормам, предписывающим, какие акты принять в случае, когда возникает противоречивая ситуация. Не случайно в монографии С.С. Алексеева по общей теории права[4] лишь несколько раз упоминается о коллизионных нормах.

Но вернемся к рассмотрению эволюции учения о противоречиях и юридических коллизиях. Так, Гегелевская «Философия права», в которой часть первая «Абстрактное право» включает собственность, договор и «неправо». «Неправо» означает переход явления права в наличном бытии в видимость, в противопоставление друг другу права в себе и особенной воли, в которой право в себе становится особенным правом. Но видимость ничтожна и право восстанавливается путем своего отрицания как действительное с действующим. В неправе явление движется к видимости, которая не соответствует сущности. Гегель выделяет три вида «неправа» — оно есть видимость для права, но не для меня, оно — обман, ибо я представляю другому видимость как право, наконец, третий вид «неправа» есть преступление, оно есть «неправо» в себе и для меня.

Правовые коллизии возникают из разных оснований отношений к вещи различных лиц. Основания права в отношении признания другими выражают притязания на вещь, и такие коллизии составляют сферу гражданского правового спора. Коллизия содержит признание права как всеобщего и решающего, а у сторон признание права связано с противоположным особенным интересом.

Великий мыслитель Л.Н. Толстой шел другим путем в понимании зла и принуждения. Его известная теория непротивления злу насилием исходила из абсолютной критической оценки всякого насилия. Он писал: «Ничто так не мешает улучшению жизни людей, как то, что они хотят улучшить свою жизнь делами насилия. Насилие же людей над людьми более всего отвлекает людей от того… чтобы стараться самим становиться лучше». Л.Н. Толстой отвергал «насильническое устройство» с помощью законов и признавал ненадобность учреждений, которыми людей заставляют подчиняться насильно. По его мнению, уголовные законы более всего другого поддерживают в народе суеверие разумности мести.

В истории отечественной и зарубежной правовой мысли проблема юридических коллизий чаше всегда выдвигалась и решалась скорее косвенно, в связи с анализом соотношения правовых актов и их действия. Известный правовед середины XIX в. К.А. Неволин в «Энциклопедии законоведения» раскрывает природу и виды законов, выделяя среди них законы определительные, устанавливающие права и обязанности членов общества и общества к его членам и другим обществам, и законы охранительные. Последние предназначены для предупреждения нарушений прав, пресечения нарушений, восстановления нарушенных прав в их прежней силе и действии.

Дальнейшая классификация законов первой группы приводит к таким видам государственных законов, как законы основные, учреждения, законы о силах государственных (о военных, о повинностях и др.), законы о состояниях. Законы второй группы подразделяются на законы благочиния (полицейские) и законы уголовные. Законы гражданские включают законы союзов семейственных, общие законы об имуществах, законы об экономии, и охранительные — законы о производстве дел бесспорных, о производстве спорных дел (судопроизводство). Законы союза народов названы «право народное».

Крупнейший ученый-юрист прошлого века Р. Иеринг в написанной в 1872 г: и изданной на русском языке в 1874 г. книге «Борьба за право» обосновал подход к праву как законно защищаемому интересу. И для нас в конце XX — начале XXI в. имеют актуальное значение положения, высказанные в этой книге. О чем идет речь? Право есть цель и средства ее достижения, и эти средства используются в борьбе против неправды. Всякое право должно быть добыто борьбой — и право народа, и право лица. Всякое правовое положение встречается с противоположным положением, и должно его уничтожить и ограждать себя. Поддержание такого порядка есть ни что иное со стороны государства, как непрерывная борьба против беззакония, которое стремится его нарушить.

Перемены в праве — случаи, обычаи, привычки — совершаются медленно, постепенно, и резко, когда их вводит закон. Действующее право и охраняемые им интересы противятся этому. Борьба обостряется, когда интересы принимают форму приоритетного права. Здесь друг против друга стоят две партии. Борьба за право касается и права частного, и права народного, и права государственного. Этот процесс выражается в жестких и мягких формах. При всяком нарушении права правообладатель должен оказать сопротивление — и народ, и человек. Такое сопротивление есть обязанность и долг правообладателя, для нравственного самосохранения и во имя существования. И если правовое сознание, правовое убеждение есть отвлеченность науки, то сила права лежит в чувстве. Правовое чувство — психологический источник права, оно проявляется по-разному в отношении неодинаковых нарушений права.

Ограждение права есть долг и по отношению к обществу, и в этом заключено единство права в объективном и субъективном смысле. Правовое положение должно притязать и быть утвержденным и реальным. Осуществление общественного права зависит от государства и чиновников, а частного права — от мотивов и действий, от интереса и правового чувства человека. Каждый тем самым защищает и общий интерес, правовой порядок. Идет спор, борьба за закон. Здесь налицо солидарность закона и конкретного права.

Р. Иеринг в книге «Цель в праве», написанной в 1877 г., еще раз признает интерес основанием для определения права в субъективном смысле. Объективное право подчинено достижению той или иной цели, и оно выступает как обеспечение жизненных условий общества в форме принуждения. Причем право трактуется как система социальных целей, гарантируемых принуждением. В нем выражается — и это важно особо подчеркнуть — двусторонне-обязательная сила закона, поскольку и государственная власть подчиняется издаваемым ею законам. И все же несовпадение и противоборство частных и общих интересов сохраняется и воспроизводится, хотя их согласованность («тождество») желательны. Правовое принуждение действует.

Курсовые работы