Кадровая политика

При выборе кадровой политики учитываются факторы свойственные внешней и внутренней среде предприятия: §        требования производства, стратегия развития предприятия; §        финансовые возможности предприятия, определяемый ими допустимый уровень издержек на управление персоналом; §        количественные и качественные характеристики имеющегося персонала и направленность их изменения в перспективе; §        ситуация на рынке труда; §        спрос на рабочую силу со стороны конкурентов, складывающийся уровень заработной платы; §        требования трудового законодательства, принятая культура работы с наемным персоналом.

Общие требования к кадровой политике в современных условиях сводятся к следующему:

1.     Кадровая политика должна быть тесно связана со стратегией развития предприятия

2.     Кадровая политика должна быть достаточно гибкой. Это значит, что она должна быть, с одной стороны, стабильной, так как со стабильностью связаны определенные ожидания работника, с другой, динамической, то есть корректироваться в соответствии с изменениями тактики предприятия, производственной и экономической  ситуации. Стабильными должны быть те её стороны, которые ориентированы на учет интересов персонала и имеют отношение к организационной культуре фирмы. Последняя включает ценности и убеждения, разделяемые работниками фирмы.

3.     Поскольку формирование рабочей силы связано с определенными издержками для предприятия, кадровая политика должна быть экономически обоснованной, исходить  от реализации финансовых возможностей.

4.     Кадровая политика должна обеспечить индивидуальный подход к своим работникам.

Таким образом, кадровая политика в новых условиях направлена на формирование такой системы работы с кадрами, которая ориентировалась бы на получение не только экономического, но и социального эффекта при условии соблюдения действующего законодательства, нормативных актов и правительственных решений. В реализации кадровой политики возможны альтернативы: она может быть быстрой, решительной (возможно, не очень гуманной по отношению к работникам), основанной на формальном подходе, приоритете интересов организации, либо, наоборот, основанной на учете того, как её реализация скажется на трудовом коллективе, к каким социальным издержкам для него это может привести.

Кадровая политика реализуется через кадровую работу, поэтому выбор кадровой политики связан не только с определением основной цели, но и с выбором  средств, методов, приоритетов. Она базируется на системе правил,  традиций, процедур, комплексе мероприятий, связанных с подбором кадров, с осуществлением необходимой их подготовки, расстановки, использования, переподготовки, продвижения, мотивации и т.д. Поэтому содержание кадровой политики не ограничивается наймом на работу, а касается принципиальных позиций организации в отношении подготовки, развития персонала, обеспечения взаимодействия работника и организации.

В то время как кадровая политика связана с выбором целевых задач, рассчитанных на дальнейшую перспективу, текущая кадровая работа ориентирована на оперативное решение кадровых вопросов.

Между ними должна быть, естественно, взаимосвязь, которая обычно бывает между стратегией и тактикой достижения поставленной цели. Кадровая политика формирует: — требования к рабочей силе на стадии её найма (к образованию, полу, возрасту, стажу, уровню специальной подготовки и т.п.); —         отношение к “капиталовложениям” в рабочую силу, к целенаправленному воздействию на развитие тех или иных сторон занятой рабочей силы; —         отношение к стабилизации коллектива (всего или определенной его части); —         отношение к характеру подготовки новых работников в организации, её глубине и широте, а также к переподготовке кадров; — отношение к внутрифирменному движению кадров и т.д.

В рамках общей концепции развития предприятия выделяются три её важнейших части: —         производственная концепция, связанная с информацией о спросе потребителей, состоянии рынка, тенденциях его развития и т.д.; —         финансово-экономическая концепция, учитывающая основные аспекты денежных ресурсов; —         социальная концепция, связанная с развитием и удовлетворением потребностей человека. Каждая из них имеет непосредственное влияние на кадровую политику, т.к.  определяет какие кадры нужны организации, финансовые возможности для их набора и интересы работников, которые должны учитываться.

С учетом основных положений концепции развития организации определяются собственные цели кадровой политики, включающие:

1.        Цели, связанные с отношениями предприятия с окружающим миром (рынок труда, охрана окружающей среды, взаимоотношения с государственными и местными властями, профсоюзами и т.п.).

2.         Цели, реализация которых направлена на улучшение отношений организации со своими сотрудниками (совершенствование стиля руководства, углубление профессиональных знаний, решение социальных вопросов и т.п.). Экономические цели предполагают максимизацию прибыли и минимизацию затрат.

Основными направлениями реализации кадровой политики ООО “О” являются: 1.     Своевременное комплектование кадрами рабочих и специалистов в целях обеспечения бесперебойного функционирования предприятия; 2.     Формирование необходимого уровня трудового потенциала коллектива предприятия при минимизации затрат (экономия издержек, подготовкой кадров с учетом переподготовки и повышение квалификации); 3.     Стабилизацию коллектива, благодаря учету интересов работников, предоставления возможностей для квалифицированного роста и получения других льгот. Однако достижение результатов возможно при правильной оценке осуществимости кадровой политики в конкретных организационно-технических и социальных условиях. Риск не реализовать выбранную кадровую политику либо реализовать со значительно меньшим эффектом может быть связан: —         с изменением общей стратегии организации как реакции на неблагоприятное изменение ситуации со сбытом продукции; —         с изменением ситуации  на территориальном или отраслевом рынке труда; —         с трудностями быстрой окупаемости средств, вкладываемых в рабочую силу; —         с нежеланием работников реагировать и действовать в нужном для предприятия направлении и т.д. Поэтому общий стратегический план формирования кадров должен быть дополнен ситуационными планами, содержащими систему мер по преодолению возникающих трудностей различного характера.