Бюджетирование и казначейство в 1С

   В настоящий момент в российском консалтинге существует два близких по значениям терминов: бюджетирование и финансовое планирование.

    Под финансовым планированием в некоторых публикациях подразумевается управление денежными потоками. Оно может быть реализовано как «Платежный календарь» для оперативного управления денежными средствами, так и в виде финансового плана (Отчета о движении денежных средств) в одном из разделов бизнес плана. В процесс финансового планирования входит подача информации о заявках (планируемых платежах), и данные о фактических платежах и поступлениях. 

   Бюджетирование – самый сложный из перечисленных процессов, который не ограничивается формированием главных бюджетных форм (Бюджета доходов и расходов, Бюджета движения денежных средств, Прогнозного баланса) и прочих бюджетов (Инвестиционный, Финансовый и Операционные).

     Процесс бюджетирования на предприятии включает в себя методику формирования бюджетов и различных показателей (включая сценарные условия), разграничение ответственности между Центрами Финансовой Ответственности (ЦФО), процесс согласования бюджетов (Регламент Бюджетирования), используемую аналитику и принципы контроля исполнения бюджетов. В процесс бюджетирования как правило вовлечены практически все службы предприятия. Для поддержание процесса бюджетирования необходим специализированный программный продукт, либо электронные таблицы.

     В западном менеджменте:  бюджетирование – это тактическое финансовое планирование, т.е. та часть, которая не включает стратегическое планирование. В специальной литературе по бюджетированию, в том числе по методике, реализуемой в 1С: бюджетирование — это финансовое планирование с делегированием ответственности ЦФО за составление и выполнение операционных бюджетов. Однако, на практике понимание и применение основных компонентов бюджетирования не отличается.

     Бюджет — особый вид финансового плана, каждая позиция (статья) которого представлена в формате «план-факт», что обеспечивает возможность оперативного контроля выполнения плана с заданным временным интервалом.

    Основные бюджеты:

Бюджет движения денежных средств (БДДС),

Бюджет доходов и расходов (БДР),

Балансовый лист.

Все бюджеты составляются в интерфейсе «Бюджетирование» по краткосрочным и долгосрочным сценариям. Бюджеты операционные – бюджеты затрат на реализацию процессов, привязывающие к операциям процесса потребляемые в ходе его реализации ресурсы.

Данные операционных бюджетов консолидируются в связанные с ними статьи Основных бюджетов. Операционные бюджеты продаж и закупок составляются на основе, соответственно, Плана продаж и Плана закупок, составленных в интерфейсе «Планирование».

      Внедрение системы бюджетирования производится на базе 1С

      Внедрение в программе 1С: УПП 8.2. и 8.3.

     Бюджетное моделирования на базе 1С: УПП 8.2 в позволяет максимально сократить время составления отчетов и планов, а также распределить этапы внесения информации и их взаимоувязку по разным подразделениям. Система БЮДЖЕТИРОВАНИЯ, являясь одним из интерфейсов УПП 8.2 напрямую получает как данные из системы ПЛАНИРОВАНИЯ, так и данные УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА, что позволяет сразу получать план-фактный анализ. В бюджетной модели, разработанной автором, все расчетные процедуры максимально автоматизированы с одной стороны, и с другой стороны – предусмотрена возможность изменять параметры расчета, вносить определенные данные вручную, дополнять расчеты на разные периоды. Таким образом, автоматизация процессов бюджетирования и планировния значительно экономит ресурсы, позволяя получать точную и своевременную информацию.

Программы по казначейству и бюджетированию на платформе 1С:8.3 («ЛАД: УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕСОМ», БИТ.Финанс, WA:Финансист)

   Процедуры планирования продаж и закупок могут иметь специфические особенности, в случае необходимости могут быть осуществлены и на базе конфигурации Управления Торговлей 7.7, Управление Торговлей 8.1., 8.2 и других, а непосредственно Казначейство и Бюджетированиепроизводиться в специализированных программных решениях: «ЛАД: УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕСОМ«, БИТ.Финанс, WA:Финансист).

     Возможно внедрение данных решений на базе других конфигураций (на пример 1С: Бухгалтерия), при условий соблюдения требований по лицензированию фирмы 1С.

  Основные этапы внедрения системы бюджетирования:

  • Разработка бюджетной модели, конкретизация бюджетных оборотов и данных управленческого учета;
  • Формирование источников бюджетирования и плана счетов бюджетирования;
  • Введение в систему бюджетирования и создание основных и вспомогательных форм бюджетов;
  • Регламентирование процесса внесения исходных данных управленческого учета и ознакомление участников бюджетного процесса;
  • Разработка и представление бюджетов на краткосрочный и долгосрочный периоды.

     Система разрабатывается по 5 сценариям — в краткосрочном периоде: предварительный и итоговый, в долгосрочном периоде: оптимистический, пессимистический и вероятный годовой бюджет. 

Если предприятие сравнительно небольшое, в проекте не предполагается разбивка внесения данных по ЦФО — для обеспечения работы системы бюджетирования достаточно одного специалиста, который осуществляет планирование на следующий месяц и план-фактный анализ в начале месяца (при ежемесячном планировании).

 

 

 

Для начинающих специалистов возможно проведение вебинаров по внедрению той иной системы бюджетирования. Участие в вебинаре по бюджетированию платное, однако, при заказе внедрения системы — ознакомительный вебинар для пользователей системы проводится бесплатно. Информация о вебинаре по бюджетированию в 1С здесь. Получить дополнительную информацию можно по адресу ASM@ASMIR.RU или через форму обратной связи.