3.7. Анализ прибыли и рентабельности
Анализ формирования и распределения прибыли Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов. Обобщённо наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме № 2 «Отчет о финансовых результатах и их использовании». К ним относятся: — прибыль (убыток) от реализации продукции;
— прибыль (убыток) от прочей реализации;
— доходы и расходы от внереализационных операций;
— балансовая прибыль;
— налогооблагаемая прибыль;
— чистая прибыль и др.
Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими среди них являются показатели прибыли, которая в условиях перехода к рыночной экономике составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создаёт финансовую базу для самофинансирования, расширенного производства, решение проблем социальных и материальных потребности трудового коллектива. За счёт прибыли выполняются также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями. Таким образом, показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия.
Конечный финансовый результат деятельности предприятия – это балансовая прибыль или убыток, который представляет собой сумму результата от реализации продукции (работ, услуг); результата от прочей реализации; сальдо доходов и расходов от внереализационных операций.
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов исследование:
- Изменений каждого показателя за текущий анализируемый период («горизонтальный анализ» показателей финансовых результатов за отчётный период).
- Исследование структуры соответствующих показателей и их изменений («вертикальный анализ» показателей).
- Исследование влияние факторов на прибыль («факторный анализ»).
- Изучение в обобщённом виде динамики изменения показателей финансовых показателей за ряд отчётных периодов (то есть «трендовый анализ» показателей). Для проведения вертикального и горизонтального анализа рассчитаем таблицу 13, используя данные отчетности предприятия из формы № 2.
Таблица 13.
Анализ прибыли отчётного года (руб.)
Наименование показателя | Код
стр. |
За отчётный год |
За предыдущий год |
Отклонения | |
+ / — |
% |
||||
1. Выручка от реализации товаров, работ услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей (В). | 010 |
750449,2 |
564943,2 |
+ 185506,0 |
132,8 |
2.Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг (С). | 020 |
639666,4 |
434150 |
205516,4 |
147,3 |
3. Коммерческие расходы (КР). | 030 |
30061,2 |
44113,8 |
-14052,6 |
68,1 |
4. Управленческие расходы (УР). | 040 |
60771,2 |
66526,4 |
-5755,2 |
91,3 |
5.Прибыль ( убыток) от реализации (стр. 010-020-030-040) (Пр) | 050 |
19950,4 |
20153 |
-202,6 |
99 |
6. Проценты к получению. | 060 |
796,6 |
796,6 |
||
7. Проценты к уплате. | 070 | ||||
8. Доходы от участия в других организациях (ДрД). | 080 |
9.Прочие операционные доходы (ПрД). | 090 |
15017 |
2068,9 |
12948,1 |
В 7,2 раз |
10.Прочие операционные расходы (ПрР). | 100 |
25699,7 |
16522,4 |
9177,3 |
155,5 |
11 .Прибыль ( убыток) от финансово-хозяйственной деятельности стр. 050 + 060-070+080+090-100) (Пфхд). | 110 |
10064,3 |
5699,5 |
4364,8 |
176,5 |
12.Прочие внереализационные доходы . | 120 | ||||
13. Прочие внереализационные расходы (ВнР). | 130 |
2740,9 |
4613,5 |
-1872,6 |
59,4 |
14.Прибыль (убыток) отчётного периода (стр. 110+120-130) (Пб). | 140 |
7323,4 |
1086 |
6237,4 |
В 6 раз |
15.Налог на прибыль (НП). | 150 |
1258,7 |
275,9 |
979,2 |
В 4,5 раза |
16.Отвлечённые средства (ОтС). | 160 |
12104,7 |
25801,3 |
-13696,6 |
46,9 |
17.Нераспределённая прибыль (убыток) отчётного периода (стр. 140-150-160) (Пн). | 170 |
-6040 |
-24991,2 |
-31031,2 |
24,2 |
Из данных таблицы видно, что балансовая прибыль в 2003 году существенно увеличилась по сравнению с 2002 годом на 6237,4 руб. или в 6 раз. В 1999 году прибыль по сравнению с 2001 годом наоборот резко снизилась на 172646 руб. или в 159 раз. Таким образом наметилась положительная тенденция изменения величины балансовой прибыли.
Увеличению балансовой прибыли способствовало:
— Увеличение прибыли от финансово-хозяйственной деятельности на 4364,8 руб. или на 76,5%.
На вышеуказанное увеличение повлияло:
— Появившаяся статья доходов — «Проценты к получению» в сумме 796,6 руб., что увеличило балансовую прибыль на 10,8%.
— Превышение абсолютного изменения операционных доходов над абсолютным изменением операционных расходов на 3770,7 руб. (12948,1- 9178,3).
Снижению балансовой прибыли способствовало:
— убыток от внереализационных операций в сумме 2740,9 руб., снизивший балансовую прибыль на 37,4%. Нужно отметить, что по сравнению с 2002 годом в отчетном году произошло снижение данного убытка на 1872,6 руб. или почти в 3 раза;
— незначительное влияние оказало сокращение прибыли от реализации на 202,6 руб. или на 1%, что привело к снижению балансовой прибыли на 2,8%.
Таким образом факторы, уменьшающие балансовую прибыль по сумме были перекрыты действием увеличивающих её факторов, что в итоге и обусловило рост балансовой прибыли в отчетном году по сравнению с предыдущим почти в 6 раз.
Анализ рентабельности
В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.
Показатели рентабельности — это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:
- Рентабельность продукции, продаж (показатели оценки эффективности управления);
- Рентабельность производственных фондов;
- Рентабельность вложений в предприятия (прибыльность от хозяйственной деятельности).
Рентабельность продукции.
Рентабельность продукции показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат.
Показатель рентабельности продукции включает в себя следующие показатели:
- Рентабельность всей реализованной продукции, представляющую собой отношение прибыли от реализации продукции на выручку от ее реализации ( без НДС);
- Общая рентабельность, равная отношению балансовой прибыли к выручке от реализации продукции (без НДС);
- Рентабельность продаж по чистой пробыли, определяемая как отношение чистой прибыли к выручке от реализации (без НДС);
- Рентабельность отдельных видов продукции. Отношение прибыли от реализации данного вида продукта к его продажной цене.
Расчет данных показателей по ООО «Даур» представлен в таблице 14.
Таблица 14.
Показатели рентабельности продукции ООО «Даур», руб.
Показатели |
Расчет
2001
2002
2003
Отклонения + /-
2002 от 2001
2003
от 20021.Выручка от реализации товаров, работ, услуг (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей).Стр.010
745944,4
564943,2
750449,2
-181001,2
185506 2. Прибыль от реализации.Стр.050
162255,2
20153
19950,4
-142102,2
-202,6
3. Балансовая прибыль. |
стр.140 |
173732 |
1086 |
7323,4 |
-172646 |
6237,4 |
4. Чистая прибыль. |
с. 140-150 |
114209,1 |
8101,4 |
6064,7 |
-113399 |
5254,6 |
Расчетные показатели (%) | ||||||
1. Рентабельность всей реализованной продукции. |
стр.050/ стр.010 |
21,7 |
3,6 |
2,6 |
-18,1 |
-1 |
2. Общая рентабельность. |
стр.140/ стр.010 |
23,3 |
0,19 |
0,97 |
-23,11 |
0,78 |
3. Рентабельность продаж по |
с. 140-150 |
0,14 |
||||
чистой прибыли. |
стр.010 |
15,3 |
0,8 |
-15,16 |
0,66 |
На основе данных таблицы построим диаграмму.
Рис. 7. Изменение показателей рентабельности продукции за 2001-2003 г.
На основе расчетов можно сделать следующие выводы.
Показатель общей рентабельности за отчетный период вырос с 1,19 в
0,97 в 2002 году, то есть увеличился в 5 раз. Это говорит о том, что в 2003 году каждый рубль реализации приносил в среднем около 1 копейки балансовой прибыли. Надо отметить резкое снижение данного показателя по сравнению с 2001 годом, когда он составлял 23,3% и упал за 2002 год до 0,19 (т.е. на 23,11%).
Показатель рентабельности продаж по чистой прибыли также вырос в 2003 году с 0,14 на начало года до 0,8 на конец отчетного периода. Это говорит о том, что спрос на продукцию несколько возрос. Таким образом, в 2003 году на 1 руб. реализованной продукции предприятие имело лишь 0,8 копеек чистой прибыли.
Рентабельность всей реализованной продукции снизилась за отчетный период на 1% и составила к концу 2003 года 2,6%. Это значит, что в конце отчетного периода каждый рубль реализации стал приносить на 1 копейку меньше прибыли от реализации.
Как видно из выше сказанного, все показатели рентабельности продукции очень низкие.
В 2002г. вследствие снижения спроса на продукцию из-за неплатежеспособности большинства потребителей, а также вследствие получения убытков от внереализационных операций показатели рентабельности продукции существенно снизились.
Рентабельность вложений предприятия.
Рентабельность вложений предприятия- это следующий показатель рентабельности, который показывает эффективность использования всего имущества предприятия.
Среди показателей рентабельности предприятия выделяют 5 основных:
1.Общая рентабельность вложений, показывающая какая часть балансовой прибыли приходится на 1руб. имущества предприятия, то есть насколько эффективно оно используется.
2.Рентабельность вложений по чистой прибыли;
3.Рентабельность собственных средств, позволяющий установить зависимость между величиной инвестируемых собственных ресурсов и размером прибыли, полученной от их использования.
4.Рентабельность долгосрочных финансовых вложений, показывающая эффективность вложений предприятия в деятельность других организаций.
5.Рентабельность перманентного капитала. Показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность данного предприятия на длительный срок.
Необходимая информация для расчёта представлена в таблице 15.
Таблица 15.
Показатели для расчета рентабельности, руб.
Показатели |
Код стр. |
2001 |
2002 |
2003 |
1 .Прибыль балансовая |
140 (Ф №2) |
173732 |
1086 |
7332,4 |
2. Прибыль чистая |
140-150 (Ф №2) |
1 14209,1 |
810J |
6064,7 |
3. Среднегодовая стоимость имущества |
300 (Ф№1) |
4 84743,6 |
420874,6 |
651424,1 |
4. Собственные средства |
490 (Ф№1) |
354456,2 |
366707,6 |
366707,6 |
5. Доходы от участия в других организациях |
080 (Ф №2) |
— |
— |
— |
6. Долгосрочные финансовые вложения |
140 (Ф№1) |
2014,2 |
2014,2 |
2014,2 |
7 .Долгосрочные заёмные средства |
590 (Ф№1) |
— |
— |
— |
На основе данных таблицы можно сделать вывод о том, что если за 2002 г. все показатели рентабельности вложений ООО «Даур» упали по сравнению с 2001г., то в 2003 году произошла противоположная ситуация. Все показатели рентабельности вложений увеличились.
Общая рентабельность вложений в 2002 г. упала с 35,8% в 1998 г. до 0,26%, в 2003 году возросла до 1,12%. То есть на 1 руб. стоимости имущества предприятия в отчётном году приходилось 1,12 коп. балансовой прибыли. Значение данного показателя достаточно невелико для такого предприятия, что свидетельствует о недостаточно эффективном использовании активов предприятия в 2002 г. — 2003 г.
На основе данных показателей рассчитываются показатели рентабельности вложений, которые представлены в таблице 16.
Таблица 16.
Показатели рентабельности вложения
Показатели |
Расчёт ( код стр.) |
2001г. |
2002г. |
2003г. |
Отклонение 2003 от 2002 |
1. Общая рентабельность вложений |
140(Ф№2)/ 300 |
35,8 |
0,26 |
1,12 |
-0,86 |
2.Рентабельность вложений |
по чистой прибыли
140-
150(Ф№2) 300
23,6
0,002
0,93
+0,928 3. Рентабельность собственных средств
140-
150(Ф№2) 490
32,2
0,22
1,65
+ 1,43 4.Рентабельность долгосрочных финансовых вложений
080(Ф№2) 140(Ф№1)
—
—
—
— 5. Рентабельность перманентного капитала
140-
150(Ф№2)
490+590
32,2
0,22
1,65
+1,43
Рис. 8. Показатели рентабельности вложений