Анализ финансового состояния

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ

1.1.Сущность анализа финансового состояния предприятия

  Все более тесное интегрирование экономики Российской Федерации в систему мирового хозяйства усиливает необходимость соответствия требованиям международных стандартов в области бухгалтерского учета, финансовой отчетности, а также методики анализа финансового состояния участников рыночных отношений. Применение с января 2002 года нового плана счетов позволило существенно приблизить ведение бухгалтерского учета к уровню общепринятых в мировой практике учетных принципов. В результате появляется необходимость внесения корректив в соответствующую методику анализа финансового состояния предприятия. Все это делает возможным применение широко распространенных в странах рыночной экономики методик анализа финансовой отчетности. Умение анализировать финансовую отчетность необходимо прежде всего руководству и специалистам предприятия при выработке финансовой стратегии.

В процессе осуществления хозяйственной деятельности у предприятия возникает необходимость анализировать не только свое финансовое состояние, но и оценивать финансовое положение своих контрагентов (деловых партнеров). Например, принимая решение о приобретении акций той или иной компании, вложении денег в тот или иной коммерческий банк, оказании коммерческого кредитования другому предприятию следует удостовериться в рентабельности и финансовой устойчивости потенциального объекта вложения средств.

Аналогичная ситуации возникает в случае, если нужно оценить финансовый риск при осуществлении предварительной оплаты за услуги «незнакомого» поставщика. Целесообразно установить, следует ли требовать предоплату, а также отказываться ли от предлагаемого векселя как средства платежа и т.д.

Эти и многие другие задачи ежедневно возникают перед руководителями различного уровня. Успех может быть достигнут в том случае, если руководство способно правильно оценить финансовое состояние своей фирмы и предприятия-контрагента.

Становление рыночных отношений безусловно требует права на коммерческую тайну, то есть засекречивание тех сведений, разглашение которых способно нанести хозяйственный ущерб интересам предприятия. Однако не следует и преувеличивать значение этого элемента рыночного механизма.

В настоящее время многие фирмы в России сознательно идут на сокращение экономической информации о результатах своей деятельности, что не способствует приливу инвестиций и укреплению взаимоотношений с деловыми партнерами.

За рубежом фирмы, несмотря на жестокую конкурентную борьбу, публикуют в открытой печати ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, где предоставляются отчеты о прибыли и убытках («Statment of income»), движении денежной наличности («Cash flows»), балансовый отчет («Balans sheet»).

Особенностью формирования цивилизованных рыночных отношений является усиление влияния таких факторов, как жесткая конкурентная борьба, технологические изменения, компьютеризация обработки экономической информации, непрерывные нововведения в налоговом законодательстве, изменяющиеся процентные ставки и курсы валют на фоне продолжающейся инфляции. В этих условиях перед менеджерами и руководителями предприятия встает множество вопросов:

—         какой должна быть стратегия и тактика современного предприятия в условиях перехода к рынку?

—         как рационально организовать финансовую деятельность предприятия для его дальнейшего процветания?

—         как повысить эффективность управления финансовыми ресурсами?

—         каким образом определить показатели хозяйственной деятельности, обеспечивающие устойчивое финансовое состояние предприятия?

На эти и другие жизненно важные вопросы может дать ответ объективный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, который позволяет наиболее рационально распределить материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Известно, что любые ресурсы ограничены и добиться максимального эффекта можно не только за счет регулирования их объема, но путем оптимального соотношения разных ресурсов. Из всех видов ресурсов финансовые имеют первостепенное значение, поскольку это единственный вид ресурсов предприятия, трансформируемый непосредственно и с минимальным временем в любой другой вид ресурсов.

Все это предопределяет важность проведения финансового анализа предприятия и повышает роль такого анализа в экономическом процессе. Финансовый анализ является непременным элементом как финансового менеджмента на предприятии, так и его экономических взаимоотношений с партнерами, финансово-кредитной системой.

Основной целью анализа финансового состояния предприятия является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика и управляющего (менеджера) может интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния.

 

Но не только временные границы определяют альтернативность целей финансового анализа. Они зависят также от целей субъектов финансового анализа, т.е. конкретных пользователей финансовой информации.

Цели анализа достигаются в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач. Аналитическая задача представляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения анализа. Основным фактором в конечном счете является объем и качество исходной информации. При этом надо иметь в виду, что периодическая бухгалтерская или финансовая отчетность предприятия – это лишь «сырая информация», подготовленная в ходе выполнения на предприятии учетных процедур.

Чтобы принимать решения по управлению в области производства, сбыта и финансов, инвестиций и нововведений руководству нужна постоянная деловая осведомленность по соответствующим вопросам, которая является результатом отбора, анализа, оценки и концентрации исходной сырой информации. Необходимо аналитическое прочтение исходных данных исходя из целей анализа и управления.

Основной принцип аналитического чтения финансовых отчетов – это дедуктивный метод, т.е. от общего к частному. Но он должен применяться многократно. В ходе такого анализа как бы воспроизводится историческая и логическая последовательность хозяйственных фактов и событий, направленность и сила влияния их на результаты деятельности.

Можно выделить три основных этапа при проведении финансового анализа:

а) определение цели и подхода;

б) оценка качества информации;

в) проведение самого анализа и обобщение результатов.

На первом этапе определяется цель финансового анализа, которая состоит в оценке финансовых результатов и финансового состояния прошлой деятельности и на момент проведения анализа, а также анализ динамики состояния и будущего потенциала.

На втором этапе проводится оценка качества используемой   информации, а также определяется влияние способов учета на  формирование показателей отчетности.

Третий этап – собственно анализ как совокупность методов и  приемов.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия  включает в качестве обязательных элементов:

—         исследование изменений каждого показателя за  текущий анализируемый период (проведение так                     называемого горизонтального анализа финансовых                      результатов за отчетный период);

—         исследование структуры соответствующих показателей и их изменений, что принято называть вертикальным                              анализом показателей;

—         изучение динамики изменения показателей финансовых   результатов за ряд отчетных периодов, т.е. так называемый «трендовый анализ» показателей.

Задачами анализа финансовых результатов деятельности предприятия являются:

—         оценка динамики показателей прибыли; обоснованность  фактических данных об образовании и распределении                  прибыли;

—         выявление и изменение действия на прибыль различных   факторов;

—         оценка возможных резервов дальнейшего роста прибыли на  основе оптимизации объемов производства и                               издержек.

Схема анализа финансового состояния предприятия приведена   на    рис.1.