Анализ финансового состояния

3. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

3.1.Анализ формирования и распределения прибыли

Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов. Обобщённо наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме № 2 «Отчёт о финансовых результатах и их использовании». К ним относятся:

•прибыль ( убыток) от реализации продукции; •прибыль (убыток) от прочей реализации; •доходы и расходы от внереализационных операций; •балансовая прибыль; •налогооблагаемая прибыль; •чистая прибыль и др.

Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими среди них являются показатели прибыли, которая в условиях перехода к рыночной экономике составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создаёт финансовую базу для самофинансирования, расширенного производства, решение проблем социальных и материальных потребности трудового коллектива. За счёт прибыли выполняются также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими пред­приятиями и организациями. Таким образом, показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия.

Конечный финансовый результат деятельности предприятия — это балансовая прибыль или убыток, который представляет собой сумму результата от реализации продукции (работ, услуг); результата от прочей реализации; сальдо доходов и расходов от внереализационных операций.

Анализ    финансовых   результатов    деятельности    предприятия включает в качестве обязательных элементов исследование:

  1. Изменений каждого показателя за текущий анализируемый период («горизонтальный анализ» показателей финансовых результатов за отчётный период).
  2. Исследование   структуры    соответствующих   показателей   и   их изменений («вертикальный анализ» показателей).
  3. Исследование влияние факторов на прибыль («факторный анализ»).
    1. Изучение в обобщённом  виде динамики изменения  показателей финансовых   показателей   за   ряд   отчётных   периодов   (то   есть «трендовый анализ» показателей). Для проведения вертикального и горизонтального анализа рассчитаем таблицу 14, используя данные отчётности предприятия из формы № 2.

Таблица 3.1. Анализ прибыли отчётного года (руб.)

 

Наименование показателя Код

За отчётный

За предыдущий

Отклонения
стр.

год

год

/ —

%

1. Выручка от реализации товаров, работ услуг    (за    минусом    НДС,    акцизов    и аналогичных обязательных платежей (В). 010

750449,2

564943,2

+ 185506,0

132,8

2.Себестоимость    реализации    товаров, продукции, работ, услуг (С). 020

639666,4

434150

205516,4

147,3

3. Коммерческие расходы (КР). 030

30061,2

44113,8

-14052,6

68,1

4. Управленческие расходы (УР). 040

60771,2

66526,4

-5755,2

91,3

5.Прибыль ( убыток) от реализации (стр. 010-020-030-040) (Пр) 050

19950,4

20153

-202,6

99

6. Проценты к получению. 060

796,6

796,6

7. Проценты к уплате. 070
8. Доходы     от     участия     в          других организациях (ДрД). 080

 

Продолжение табл. 3.1.
9.Прочие операционные доходы (ПрД). 090

15017

2068,9

12948,1

В 7,2 раз

10.Прочие операционные расходы (ПрР). 100

25699,7

16522,4

9177,3

155,5

11 .Прибыль   (   убыток)   от   финансово-хозяйственной деятельности стр. 050 + 060-070+080+090-100) (Пфхд). 110

10064,3

5699,5

4364,8

176,5

12.Прочие внереализационные доходы . 120
13. Прочие внереализационные расходы (ВнР). 130

2740,9

4613,5

-1872,6

59,4

14.Прибыль (убыток) отчётного периода (стр. 110+120-130) (Пб). 140

7323,4

1086

6237,4

В 6 раз

15.Налог на прибыль (НП). 150

1258,7

275,9

979,2

В 4,5 раза

16.Отвлечённые средства (ОтС). 160

12104,7

25801,3

-13696,6

46,9

17.Нераспределённая  прибыль  (убыток) отчётного    периода    (стр.    140-150-160) (Пн). 170

-6040

-24991,2

-31031,2

24,2

Из данных таблицы видно, что балансовая прибыль в 2000 году существенно увеличилась по сравнению с 1999 годом на 6237,4 руб. или в 6 раз. В 1996 году прибыль по сравнению с 1998 годом наоборот резко снизилась на 172646 руб. или в 159 раз. Таким образом наметилась положительная тенденция изменения величины балансовой прибыли.

Увеличению балансовой прибыли способствовало:

♦ Увеличение прибыли от финансово-хозяйственной деятельности на 4364,8 руб. или на 76,5%.

На вышеуказанное увеличение повлияло:

  • Появившаяся статья доходов — «Проценты к получению» в сумме 796,6 руб., что увеличило балансовую прибыль на 10,8%.
  • Превышение абсолютного изменения операционных доходов над абсолютным изменением операционных расходов на 3770,7 руб. (12948,1- 9178,3).

Снижению балансовой прибыли способствовало:

♦ убыток от внереализационных операций в сумме 2740,9 руб., снизивший балансовую прибыль на 37,4%. Нужно отметить, что по сравнению с 1999 годом в отчётном году произошло снижение     данного убытка на 1872,6 руб. или почти в Зраза;

♦ незначительное влияние оказало сокращение прибыли от реализации на 202,6 руб. или на 1%, что привело к снижению балансовой прибыли на 2,8%.

Таким образом факторы, уменьшающие балансовую прибыль по сумме были перекрыты действием увеличивающих её факторов, что в итоге и обусловило рост балансовой прибыли в отчетном году по сравнению с предыдущим почти в 6 раз.

Анализ рентабельности В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций. Показатели рентабельности — это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

  1. Рентабельность       продукции,       продаж       (показатели       оценки эффективности управления);
  2. Рентабельность производственных фондов;
    1. Рентабельность       вложений       в       предприятия       (прибыльность хозяйственной деятельности).

  Заказать работу