3. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
3.1.Анализ формирования и распределения прибыли
Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов. Обобщённо наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме № 2 «Отчёт о финансовых результатах и их использовании». К ним относятся:
•прибыль ( убыток) от реализации продукции; •прибыль (убыток) от прочей реализации; •доходы и расходы от внереализационных операций; •балансовая прибыль; •налогооблагаемая прибыль; •чистая прибыль и др.
Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими среди них являются показатели прибыли, которая в условиях перехода к рыночной экономике составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создаёт финансовую базу для самофинансирования, расширенного производства, решение проблем социальных и материальных потребности трудового коллектива. За счёт прибыли выполняются также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями. Таким образом, показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия.
Конечный финансовый результат деятельности предприятия — это балансовая прибыль или убыток, который представляет собой сумму результата от реализации продукции (работ, услуг); результата от прочей реализации; сальдо доходов и расходов от внереализационных операций.
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов исследование:
- Изменений каждого показателя за текущий анализируемый период («горизонтальный анализ» показателей финансовых результатов за отчётный период).
- Исследование структуры соответствующих показателей и их изменений («вертикальный анализ» показателей).
- Исследование влияние факторов на прибыль («факторный анализ»).
- Изучение в обобщённом виде динамики изменения показателей финансовых показателей за ряд отчётных периодов (то есть «трендовый анализ» показателей). Для проведения вертикального и горизонтального анализа рассчитаем таблицу 14, используя данные отчётности предприятия из формы № 2.
Таблица 3.1. Анализ прибыли отчётного года (руб.)
Наименование показателя | Код |
За отчётный |
За предыдущий |
Отклонения | |
стр. |
год |
год |
+ / — |
% |
|
1. Выручка от реализации товаров, работ услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей (В). | 010 |
750449,2 |
564943,2 |
+ 185506,0 |
132,8 |
2.Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг (С). | 020 |
639666,4 |
434150 |
205516,4 |
147,3 |
3. Коммерческие расходы (КР). | 030 |
30061,2 |
44113,8 |
-14052,6 |
68,1 |
4. Управленческие расходы (УР). | 040 |
60771,2 |
66526,4 |
-5755,2 |
91,3 |
5.Прибыль ( убыток) от реализации (стр. 010-020-030-040) (Пр) | 050 |
19950,4 |
20153 |
-202,6 |
99 |
6. Проценты к получению. | 060 |
796,6 |
796,6 |
||
7. Проценты к уплате. | 070 | ||||
8. Доходы от участия в других организациях (ДрД). | 080 |
Продолжение табл. 3.1. | |||||
9.Прочие операционные доходы (ПрД). | 090 |
15017 |
2068,9 |
12948,1 |
В 7,2 раз |
10.Прочие операционные расходы (ПрР). | 100 |
25699,7 |
16522,4 |
9177,3 |
155,5 |
11 .Прибыль ( убыток) от финансово-хозяйственной деятельности стр. 050 + 060-070+080+090-100) (Пфхд). | 110 |
10064,3 |
5699,5 |
4364,8 |
176,5 |
12.Прочие внереализационные доходы . | 120 | ||||
13. Прочие внереализационные расходы (ВнР). | 130 |
2740,9 |
4613,5 |
-1872,6 |
59,4 |
14.Прибыль (убыток) отчётного периода (стр. 110+120-130) (Пб). | 140 |
7323,4 |
1086 |
6237,4 |
В 6 раз |
15.Налог на прибыль (НП). | 150 |
1258,7 |
275,9 |
979,2 |
В 4,5 раза |
16.Отвлечённые средства (ОтС). | 160 |
12104,7 |
25801,3 |
-13696,6 |
46,9 |
17.Нераспределённая прибыль (убыток) отчётного периода (стр. 140-150-160) (Пн). | 170 |
-6040 |
-24991,2 |
-31031,2 |
24,2 |
Из данных таблицы видно, что балансовая прибыль в 2000 году существенно увеличилась по сравнению с 1999 годом на 6237,4 руб. или в 6 раз. В 1996 году прибыль по сравнению с 1998 годом наоборот резко снизилась на 172646 руб. или в 159 раз. Таким образом наметилась положительная тенденция изменения величины балансовой прибыли.
Увеличению балансовой прибыли способствовало:
♦ Увеличение прибыли от финансово-хозяйственной деятельности на 4364,8 руб. или на 76,5%.
На вышеуказанное увеличение повлияло:
- Появившаяся статья доходов — «Проценты к получению» в сумме 796,6 руб., что увеличило балансовую прибыль на 10,8%.
- Превышение абсолютного изменения операционных доходов над абсолютным изменением операционных расходов на 3770,7 руб. (12948,1- 9178,3).
Снижению балансовой прибыли способствовало:
♦ убыток от внереализационных операций в сумме 2740,9 руб., снизивший балансовую прибыль на 37,4%. Нужно отметить, что по сравнению с 1999 годом в отчётном году произошло снижение данного убытка на 1872,6 руб. или почти в Зраза;
♦ незначительное влияние оказало сокращение прибыли от реализации на 202,6 руб. или на 1%, что привело к снижению балансовой прибыли на 2,8%.
Таким образом факторы, уменьшающие балансовую прибыль по сумме были перекрыты действием увеличивающих её факторов, что в итоге и обусловило рост балансовой прибыли в отчетном году по сравнению с предыдущим почти в 6 раз.
Анализ рентабельности В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций. Показатели рентабельности — это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:
- Рентабельность продукции, продаж (показатели оценки эффективности управления);
- Рентабельность производственных фондов;
- Рентабельность вложений в предприятия (прибыльность хозяйственной деятельности).