2.1.3. Товаропроводящая сеть ОАО «Ижмаш-Авто»
Дилерская фирменная сервисно-сбытовая сеть является главным звеном в товаропроводящей сети предприятия. География продаж – это внутренний рынок, ближнее и дальнее зарубежье. В настоящее время ОАО «Ижмаш-Авто» ведет активную работу по расширению дилерской сети.
Миссия ОАО «Ижмаш-Авто» в области организации и развития сервисно-сбытовой сети:
Предприятия сервисно-сбытовой сети ОАО «Ижмаш-Авто» должны обеспечивать конечному потребителю качественный торговый сервис и полный цикл фирменного технического обслуживания на весь период эксплуатации автомобилей, в целях повышения имиджа Ижевского автомобильного завода и обеспечения конкурентных преимуществ его продукции.
В 2004 году (по состоянию на 01.12.2004г.) количество организаций входящих в сервисно-сбытовую сеть составляет 94 торговых партнеров, имеющих официальный статус Дилер ОАО «Ижмаш-Авто». Дилеры имеют свою филиальную и дилерскую сеть.
В настоящее время присутствие торговых партнеров обеспечено в 58 субъектах РФ. В плане предприятия достичь присутствие в 70 субъектах РФ.
Динамика развития сервисно-сбытовой сети показывает, что в 2004 году общее количество дилеров, а так же филиальная и дилерская сеть ОАО «Ижмаш-Авто» увеличилось в 1,5 раза по сравнению с 2003 годом (с 295 до 467).
Рис. 1. Динамика развития сервисно-сбытовой сети
Рис. 2. Распределение ПССС по федеральным округам в2003-2004 гг.
С апреля 2004 года было введено в действие пакетное соглашение, регламентирующее деятельность предприятий сервисно-сбытовой сети.
Основные требования пакетного соглашения: продукция отгружается по 100% предоплате, минимальная партия отгрузки составляет 50 автомобилей и инфраструктура дилера должна соответствовать требованиям ОАО «Ижмаш-Авто».
С июня 2004 года начаты инспекционные проверки предприятий. Цель: Инспекционная проверка инфраструктуры предприятий сервисно-сбытовой сети на соответствие требованиям ОАО «Ижмаш-Авто», проверка фактических остатков на складах и торговых площадках дилеров. За невыполнение требований пакетного соглашения по географии поставок и соблюдения рекомендованных цен, исключены из реестра 11 дилеров.
Фирменный стиль ОАО «Ижмаш-Авто» – это пакет требований, регламентирующих графическое и цветовой изображение товарного знака, а также использование его в оформлении всех объектов, имеющих отношение к предприятию (продукция, упаковка, интерьер, документация, реклама, одежда и т.п.). Но главное это способ корпоративной самоидентификации, диктующий линию поведения ее сотрудников.
Рис. 3. Отгрузка автомобилей по федеральным округам за 3 года
Цель реформирования сервисно-сбытовой сети ОАО «Ижмаш-Авто» — повышение эффективности продаж и, как следствие, прибыльности и устойчивости работы ОАО «Ижмаш-Авто» за счет усиления конкурентных преимуществ продукции ОАО «Ижмаш-Авто» на этапах её реализации и дальнейшего сопровождения в течение всего срока эксплуатации.
Главная цель создания УРП (Управление региональными поставками) – организация региональных складов готовой продукции (СГП), что позволит максимально сократить расстояние между Ижмаш-Авто и конечным потребителем и осуществлять оперативную координацию потоков готовой продукции между регионами и сбалансированность реализации при прогнозируемых спадов спроса.
На каждом из складов готовой продукции в любой момент времени будет находиться квотированное количество автомобилей, из числа которых региональный дилер сможет оперативно получить продукцию – согласно заявкам. Кроме этого УРП будут заниматься мониторингом рынков в закрепленных регионах, предоставляя оперативные данные в управление маркетинга, получат возможность самостоятельно заключать договоры с дилерскими организациями и определять оптимальные нормативные запасы автомобилей на складе.
В основу сервисно-сбытовой сети заложена двух уровневая система организации продаж. Первый уровень — прямые дилеры и дистрибьюторы, которые осуществляют оптовую закупку автомобилей у завода и реализуют их региональным дилерам для последующей розничной реализации. Прямые дилеры и дистрибьюторы также осуществляют розничную продажу. Второй уровень – это региональные дилеры, торгующие автомобилями в розницу. Завод оставляет за собой право в поставке автомобилей напрямую дилеру.
Переход на одноуровневую систему построения дилерской сети станет возможным, когда полностью сформируется сеть предприятий, которые будут работать с розничными покупателями. В настоящее время дорабатывается комплексная программа «Развитие сервисно-сбытовой сети ОАО «Ижмаш-Авто» и стимулирование сбыта на внутреннем рынке на 2005-2006 гг.».