Совершенствование управления прибылью

Содержание Введение. 3 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ   5

1.1.  Сущность прибыли как экономической категории. 5

1.2. Методика анализа прибыли и рентабельности. 7

1.3. Методика планирования прибыли. 23

Глава 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОАО “Удмуртский Хладокомбинат”  38

2.1. Общая характеристика предприятия, направление его деятельности. 38

2.2. Организационная структура управления. 42

2.3. Персонал и оплата труда. 49

2.4. Маркетинговая деятельность предприятия. 57

2.5. Анализ динамики основных экономических показателей на ОАО «Удмуртский хладокомбинат». 60

Глава 3. ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ ОАО «Удмуртский хладокомбинат». 67

3.1. Анализ формирования прибыли. 67

3.2. Анализ распределения и использования прибыли. 72

3.3. Анализ рентабельности. 76

3.4. Совершенствование управления прибылью.. 79

3.4.1. Разработка системы финансового планирования на ОАО «Удмуртский хладокомбинат». 80

3.4.2. План прибыли на 2006 год. 82

3.4.3. Автоматизация финансового планирования. 91

Заключение. 94

Список литературы.. 99

Приложение

Введение

В условиях рыночной экономики прибыль является основным показателем оценки хозяйственной деятельности предприятий, так как в ней аккумулируются все доходы, расходы, потери, обобщаются результаты хозяйствования. По прибыли можно определить рентабельность, изучить эффективность функционирования предприятий и их ассоциаций. Прибыль является одним из источников стимулирования труда, производственного и социального развития предприятия, роста его имущества, собственного капитала и др.

Реальное положение в экономике сегодня таково, что из всех возможных источников инвестирования, реальным для предприятий остается лишь акционирование и использование части прибыли. Вследствие этого анализ прибыли на предприятии сегодня становится чрезвычайно актуальным.  Анализ прибыли позволяет выявить основные факторы ее роста, эффективное использование ресурсов, потенциальные возможности предприятия, а также определить влияние внешних и внутренних факторов на размер прибыли, порядок ее распределения.

Целью дипломной работы на тему: «Прибыль предприятия, ее распределение, использование и пути роста на примере ОАО «Удмуртский хладокомбинат» является анализ прибыли предприятия.

Задачами работы являются:

  • изучить прибыль как экономическую категорию, выявить сущность, функции и виды прибыли;
  • определить основные показатели прибыли и рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия;
  • выявить основные экономические факторы, влияющие на показатели прибыли и рентабельности на ОАО «Удмуртский хладокомбинат»;
  • проанализировать распределение и использование прибыли, определить пути повышения рентабельности на ОАО «Удмуртский хладокомбинат».

В первой части работы изучаются теоретические основы управления прибыли. В рамках работы, в качестве обзора рассмотрены взгляды российских экономистов на экономическую сущность прибыли и на методику анализа прибыли.

Вторая часть посвящена характеристике ОАО «Удмуртский хладокомбинат», организационно-правовой форме, характеристике внутренней и внешней среды предприятия, анализу динамики основных экономических показателей работы ОАО «Удмуртский хладокомбинат» за предшествующие три года.

Третья часть работы рассматривает порядок формирования, использования прибыли на ОАО «Удмуртский хладокомбинат», а также приемы и методы планирования прибыли и пути повышения эффективности деятельности предприятия.

Дипломная работа написана на основе изучения нормативно-законодательной базы РФ и учебно-методических пособий, разработанных ведущими российскими экономистами.

 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

1.1.  Сущность прибыли как экономической категории

Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия.  Важнейшими из них являются показатели прибыли, которая в условиях рыночной экономики составляет основу экономического развития предприятия.

Прибыль — показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение валового дохода за вычетом обязательных платежей, над издержками за определенный период времени.

Прибыль это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности.

Как важнейшая категория рыночных отношений, прибыль вы­полняет определенные функции.

Во-первых, прибыль характеризует конечный финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Она является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.  Показатели прибыли являются важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия.  По прибыли определяется уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы предприятия. Прибыль оказывает также стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности, создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов.   Она позволяет осуществлять капитальные вложения в производство (тем самым расширяя и обновляя его), внедрять нововведения, решать социальные проблемы на предприятии, финансировать мероприятия по его научно-техническому развитию.  Помимо этого прибыль является важным фактором в оценке потенциальным инвестором возможностей компании, служит показателем эффективного использования ресурсов, т.е. необходима для оценки деятельности фирмы и ее возможностей в будущем.

В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования и удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, социальных и других программ, принимает участие в формировании бюджетных и благотворительных фондов. За счет прибыли выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками, другими предприятиями и организациями.

Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и про­счеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.

 

 

1.2. Методика анализа прибыли и рентабельности

Обобщающая оценка финансового состояния предприятия достигается на основе таких результативных показателей, как прибыль и рентабельность.

Величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

Анализ формирования и использования прибыли предполагает следующие этапы:

1. Анализ состава и динамики балансовой прибыли.

2. Анализ финансовых результатов от обычных видов деятельности.

3. Анализ уровня среднереализационных цен.

4. Анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности.

5. Анализ рентабельности деятельности предприятия.

6. Анализ распределения и использования прибыли.

Источники информации: накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счету продаж и счетам «Прибыли и убытки», «Нераспределенная прибыль, непокрытый убыток», форма бухгалтерской отчетности №2 «Отчет о прибылях и убытках», данные финансового плана.

В анализе используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.

Балансовая прибыль включает в себя прибыль от обычных видов деятельности, финансовые результаты от операционных и внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств. Схема формирования  балансовой прибыли представлена на рис. 1.

 

 

Рис.1. Схема факторного анализа прибыли

Налогооблагаемая прибыль представляет собой разность между прибылью от обычной деятельности и суммой льгот по налогу на прибыль.

Чистая прибыль — это та часть прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль.

Анализ состава и динамики балансовой прибыли