Таблица 23
Анализ рентабельности
№ п/п |
Показатель рентабельности, % |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
1. |
Рентабельность активов (Ра) |
3,3% |
3,3% |
8,9% |
11,9% |
2. |
Рентабельность собственного капитала (Рск) |
3,4% |
3,5% |
9,3% |
13,2% |
3. |
Рентабельность продаж (Рр) |
-12,6% |
8,8% |
21,1% |
21,9% |
4. |
Рентабельность текущих затрат (Ртз) |
-11,2% |
9,7% |
26,8% |
28,0% |
5. |
Рентабельность производственных фондов (Рпф) |
14,7% |
14,8% |
39,5% |
57,1% |
По данным таблицы 23, положительная динамика в связи с ростом прибыли наблюдается по всем показателям рентабельности.
Рентабельность активов за период с 2001 года по 2004г. возросла с 3,3% до 11,9%. Рентабельность активов и рентабельность собственного капитала имеют примерно одинаковые тенденции изменения (см. рис.11).
На 1 рубль собственного капитала в 2004 году приходилось 13,2 коп. чистой прибыли, что является достаточно хорошим показателем, т.к. ее можно сравнить с процентной ставкой на банковские вклады (ставка рефинансирования ЦБ в 2004 году была установлена в пределах 13-14%).
Отрицательные значения наблюдаются только в 2001 году по тем показателям, где в расчете участвует валовая прибыль, например, рентабельность продаж в 2001 году составила — – 12,6%, однако, в 2002 году она увеличилась до 8,8%, в 2002 году до 21,1%, и в 2004 году — до 21,9%.
В калькуляциях цены продукции, например, калькуляции на мороженое процент рентабельности устанавливается в пределах 10-20%, что говорит о том, что предприятием в 2004 году была перевыполнена программа производства и реализации продукции.
Рентабельность текущих затрат, в 2003 году составляла 26,8%, а в 2004 году он возрос до 28%, т.е. тенденции изменения показателей рентабельности продаж и рентабельности текущих затрат примерно одинаковые (рис.11).
Рис.11 Динамика изменения показателей рентабельности
В 2004 году отмечается значительный рост рентабельности производственных фондов – 57,1%, что говорит о том, что фондоотдача увеличилась не только за счет роста прибыли, но и сравнительно, невысокой динамики прироста основных средств. Предприятию имеет возможность обновления основных производственных фондов.
3.4. Совершенствование управления прибылью
Управление прибылью осуществляется с помощью финансового планирования и контроля за выполнением плановых показателей.
В этих целях необходимо разработать:
А) Методику финансового планирования, в том числе форму плана-отчета о финансовых результатах.
Б) План прибыли на 2006 год, учитывающий тенденции развития предприятия в предстоящем периоде.
В) Решить вопрос об автоматизации финансового планирования.
Существующая на ОАО система управления прибылью обладает рядом недостатков:
1. При составлении плана не учитывается разница между выпуском продукции и выручкой от реализации, что является причиной расхождении при получении отчетных данных. То есть, при соответствии фактических значений доходов и расходов на производство и реализацию продукции, значение планируемой прибыли от производства продукции не соответствует значению прибыли от реализации продукции, которое отражается в финансовой отчетности и контролируется акционерами и Советом директоров.
В то же время, руководство ОАО высказывает требование к тому, чтобы существовала расшифровка суммы себестоимости продукции, которая отражается в форме №2 «Отчет о прибылях и убытках».
Однако, сумму себестоимости, рассчитанную методом начисления на сумму фактически реализованных товаров можно разбить по видам расходов лишь пропорционально отношению реализации продукции к объему выпуска продукции. При этом, в случае снижения спроса на продукцию, суммы расходов, рассчитанные от себестоимости не будут отражать фактических затрат предприятия.
2. В настоящее время на ОАО «Удмуртский хладокомбинат» не разрабатывается подробный план прибыли, который бы включал в себя расшифровку внереализационных и операционных доходов и расходов, хотя их влияние на конечный финансовый результат, т.е. чистую прибыль предприятия очевидно.
3. Процесс планирования прибыли не автоматизирован, что затрудняет доскональную разработку вопроса, делает процедуры планирования, рекомендованные современными учеными-экономистами невыполнимыми на практике.
3.4.1. Разработка системы финансового планирования на ОАО «Удмуртский хладокомбинат»
Сложность планирования прибыли заключается в том, что бухгалтерская прибыль от реализации рассчитывается путем вычисления разницы между выручкой от реализации и себестоимостью реализованной продукции, при этом на ОАО «Удмуртский хладокомбинат» применяется метод начисления, т.е. «по отгрузке».
Себестоимость реализованной продукции фактически зависит от количества проданной продукции, в нее не входит часть расходов, произведенных в планируемом периоде, и, наоборот, войдут расходы предыдущего периода, по продукции, изготовленной ранее.
В отечественной практике совсем недавно стали появляться практические разработки по финансовому планированию, в том числе и по планированию прибыли. В основном они основаны на изучении зарубежной практики, где рассматривается две формы построения плана отчета о прибылях и убытках: с учетом фактически произведенных предприятием расходов и форма отчета о прибылях и убытках, применяемая в отечественной финансовой отчетности (форма № 2).
Для управления прибылью и регулирования расходов форма № 2 имеет, как было сказано выше существенный недостаток, поэтому на ОАО «Удмуртский хладокомбинат» рассматривался вопрос о построении финансового плана, совмещающего и расходы, произведенные в планируемом периоде, и прибыль от реализации, которая будет получена в итоге согласно отчета о прибылях и убытках.
Данный результат возможно получить только при произведении корректировок себестоимости изготовленной продукции на прирост остатков в незавершенном производстве, готовой продукции, а на ОАО «Удмуртский хладокомбинат» — выпуск полуфабрикатов и корректировки по возврату сырья из производства (далее формулы, предложенные автором).
Себестоимость реализованной продукции | = |
Затраты на производство продукции_
Прирост остатков незавершенного производства, _Выпуск полуфабрикатов, возврат материалов(46)
Произведение корректировок при сравнении отчетных и фактических данных достаточно трудоемко, однако, при расчете планового показателя прибыли от реализации можно упростить данный расчет путем введения управленческого учета (системы «директ-костинг») по каждому виду продукции.
Прибыль от реализа-ции (план) |
=∑Выручка от реализа-ции без НДС (по видам)