Совершенствование управления прибылью

Таблица 23     

Анализ рентабельности

№ п/п

Показатель рентабельности, %

2001

2002

2003

2004

1.

Рентабельность активов (Ра)

3,3%

3,3%

8,9%

11,9%

2.

Рентабельность собственного капитала (Рск)

3,4%

3,5%

9,3%

13,2%

3.

Рентабельность продаж (Рр)

-12,6%

8,8%

21,1%

21,9%

4.

Рентабельность текущих затрат (Ртз)

-11,2%

9,7%

26,8%

28,0%

5.

Рентабельность производственных фондов (Рпф)

14,7%

14,8%

39,5%

57,1%

 

По данным таблицы 23, положительная динамика в связи с ростом прибыли наблюдается по всем показателям рентабельности.

Рентабельность активов за период с 2001 года по 2004г. возросла с 3,3% до 11,9%. Рентабельность активов и рентабельность собственного капитала имеют примерно одинаковые тенденции изменения (см. рис.11).

На 1 рубль собственного капитала в 2004 году приходилось 13,2 коп. чистой прибыли, что является достаточно хорошим показателем, т.к. ее можно сравнить с процентной ставкой на банковские вклады (ставка рефинансирования ЦБ в 2004 году была установлена в пределах 13-14%).

Отрицательные значения наблюдаются только в 2001 году по тем показателям, где в расчете участвует валовая прибыль, например, рентабельность продаж в 2001 году составила  — – 12,6%, однако, в 2002 году она увеличилась до 8,8%, в 2002 году до 21,1%, и в 2004 году — до 21,9%.

В калькуляциях цены продукции, например, калькуляции на мороженое процент рентабельности устанавливается в пределах 10-20%, что говорит о том, что предприятием в 2004 году была перевыполнена программа производства и реализации продукции.

Рентабельность текущих затрат, в 2003 году составляла 26,8%, а в 2004 году он возрос до 28%, т.е. тенденции изменения показателей рентабельности продаж и рентабельности текущих затрат примерно одинаковые (рис.11).

Рис.11 Динамика изменения показателей рентабельности

В 2004 году отмечается значительный рост рентабельности производственных фондов – 57,1%, что говорит о том, что фондоотдача увеличилась не только за счет роста прибыли, но и сравнительно, невысокой динамики прироста основных средств. Предприятию имеет возможность обновления основных производственных фондов.

 

 

3.4. Совершенствование управления прибылью

Управление прибылью осуществляется с помощью финансового планирования и контроля за выполнением плановых показателей.

В этих целях необходимо разработать:

А) Методику финансового планирования, в том числе форму плана-отчета о финансовых результатах.

Б) План прибыли на 2006 год, учитывающий тенденции развития предприятия в предстоящем периоде.

В) Решить вопрос об автоматизации финансового планирования.

Существующая на ОАО система управления прибылью обладает рядом недостатков:

1. При составлении плана не учитывается разница между выпуском продукции и выручкой от реализации, что является причиной расхождении при получении отчетных данных. То есть, при соответствии фактических значений доходов и расходов на производство и реализацию продукции, значение планируемой прибыли от производства продукции не соответствует значению прибыли от реализации продукции, которое отражается в финансовой отчетности и контролируется акционерами и Советом директоров.

В то же время, руководство ОАО высказывает требование к тому, чтобы существовала расшифровка суммы себестоимости продукции, которая отражается в форме №2 «Отчет о прибылях и убытках».

Однако, сумму себестоимости, рассчитанную методом начисления на сумму фактически реализованных товаров можно разбить по видам расходов лишь пропорционально отношению реализации продукции к объему выпуска продукции. При этом, в случае снижения спроса на продукцию, суммы расходов, рассчитанные от себестоимости не будут  отражать фактических затрат предприятия.

2. В настоящее время на ОАО «Удмуртский хладокомбинат» не разрабатывается подробный план прибыли, который бы включал в себя расшифровку внереализационных и операционных доходов и расходов, хотя их влияние на конечный финансовый результат, т.е. чистую прибыль предприятия очевидно.

3. Процесс планирования прибыли не автоматизирован, что затрудняет доскональную разработку вопроса, делает процедуры планирования, рекомендованные современными учеными-экономистами невыполнимыми на практике.

3.4.1. Разработка системы финансового планирования на ОАО «Удмуртский хладокомбинат»

Сложность планирования прибыли заключается в том, что бухгалтерская прибыль от реализации рассчитывается путем вычисления разницы между выручкой от реализации и себестоимостью реализованной продукции, при этом на ОАО «Удмуртский хладокомбинат» применяется метод начисления, т.е. «по отгрузке».

Себестоимость реализованной продукции фактически зависит от количества проданной продукции, в нее не входит часть расходов, произведенных в планируемом периоде, и, наоборот, войдут расходы предыдущего периода, по продукции, изготовленной ранее.

В отечественной практике совсем недавно стали появляться практические разработки по финансовому планированию, в том числе и по планированию прибыли. В основном они основаны на изучении зарубежной практики, где рассматривается две формы построения плана отчета о прибылях и убытках: с учетом фактически произведенных предприятием расходов и форма отчета о прибылях и убытках, применяемая в отечественной финансовой отчетности (форма № 2).

Для управления прибылью и регулирования расходов форма № 2 имеет, как было сказано выше существенный недостаток, поэтому на ОАО «Удмуртский хладокомбинат» рассматривался вопрос о построении финансового плана, совмещающего и расходы, произведенные в планируемом периоде, и прибыль от реализации, которая будет получена в итоге согласно отчета о прибылях и убытках.

Данный результат возможно получить только при произведении корректировок себестоимости изготовленной продукции на прирост остатков в незавершенном производстве, готовой продукции, а на ОАО «Удмуртский хладокомбинат» — выпуск полуфабрикатов и корректировки по возврату сырья из производства (далее формулы, предложенные автором).

 

Себестоимость реализованной продукции =

Затраты на производство продукции_

Прирост остатков незавершенного производства, _Выпуск полуфабрикатов, возврат материалов(46)  

 

Произведение корректировок при сравнении отчетных и фактических данных достаточно трудоемко, однако, при расчете планового показателя прибыли от реализации можно упростить данный расчет путем введения управленческого учета (системы «директ-костинг») по каждому виду продукции.

Прибыль от реализа-ции (план)

=∑Выручка от реализа-ции без НДС (по видам)