Проверка может проводиться в 2-х направлениях:
в направлении сверки учетных данных с фактическим наличием ценностей и наоборот.
3. Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций. Достоверна только информация, полученная в момент исследования учетных работ, выполняемых бухгалтерией.
4. Подтверждение. В значительной части деловых операций участвуют третьи стороны. От них могут быть получены в письменном виде подтверждения информации, которая вызывает сомнение у аудитора.
Если от третьей стороны получена информация, расходящаяся с учетными данными клиента, то надо применить дополнительные аудиторские процедуры для выяснения причин расхождения.
5. Устный опрос персонала, руководства экономического субъекта и третьей стороны. Его проводят на всех стадиях аудита, и в ходе ознакомительного посещения фирмы-клиента, и для выяснения отдельных вопросов, возникающих при проверке.
Результаты должны записываться в виде протокола или краткого конспекта с указанием фамилии, имени и отчества аудитора, проводившего опрос, и лица, которое было опрошено.Полученная информация должна быть подкреплена независимыми сведениями, полученными в ходе других аудиторских процедур. Исключение составляет добровольное признание в хищениях, нарушениях, неверном использовании учетной политики и т.п.
10.А. доказательства. Продолжение
6. Проверка документов. Документы могут быть внутренними, внешними (, а также внутренними и внешними одновременно. Среди документов также выделяют официальные и обычные. Наиболее достоверными являются официальные документы. Менее достоверными с этих же позиций являются обычные документы.
Степень доверия к внутренним документам зависит от качества внутреннего контроля за их подготовкой и обработкой. Цель проверки документов — подтверждение учетных записей.
7. Прослеживание (сканирование). С помощью этой процедуры выявляются и изучаются нетипичные статьи и события, отраженные в учете. При выполнении этой процедуры аудитор выборочно проверяет первичные документы и их запись в регистры синтетического и аналитического учета.
8. Аналитическая процедура. Под аналитическими процедурами подразумеваются анализ и оценка полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей проверяемой организации с целью выявления необычных и неверно отраженных в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, а также выявление причин таких ошибок и искажений.
Типичные виды аудиторских процедур:
сопоставление остатков по счетам за различные периоды;
сопоставление показателей бухгалтерской отчетности со сметными (плановыми);
оценка соотношений между различными статьями отчетности и сопоставление их с данными предыдущих периодов;
сопоставление финансовой информации и нефинансовой.
9. Подготовка альтернативного баланса сырья, материалов (на основании норм) и выхода продукции (выполнения работ, оказания услуг) используется для получения доказательств о реальности и полноте отражения в учете готовой продукции.