Структура службы маркетинга:
— Руководитель службы -1 человек;
— Менеджер по планированию ассортимента, рекламе и паблик рилейшнз,
— Экономист.
Основное направление деятельности — экономические расчеты при взаимозачетах и экономическое обоснование целесообразности различных схем скидок и форм оплаты в рамках программ по стимулированию сбыта.
В процессе практической работы предусматривается возможность временного привлечения для выполнения конкретных задач специалистов из других структурных подразделений предприятия или сторонних организаций.
Работа службы строится в соответствии с утвержденными планами работ (на первых порах квартальными, а далее полугодовыми).
Отчетность оперативная, но не реже одного раза в квартал с представлением руководству конъюнктурного обзора о состоянии рынка и положения предприятия на нем.
Цели и задачи службы маркетинга.
Служба маркетинга является самостоятельным структурным подразделением предприятия, подчиняется непосредственно коммерческому директору и руководствуется в своей деятельности действующим законодательством, указаниями и приказами, утвержденными планами работ.
Работа службы ориентирована на гибкое приспособление всей хозяйственной деятельности предприятия к изменениям экономической ситуации в России и СНГ, учета требований Потребителей и сочетает в себе комплексные работы экономического, планирующего, технико-производственного, сбытового и исследовательского характера.
Основные задачи, стоящие перед службой маркетинга.
Фактический анализ реализации продукции предприятия и его основных конкурентов в групповом и развернутом ассортименте, включая:
— анализ уровня и тенденций спроса, % обеспеченности потребителей в разных отраслях продукцией, размеров неудовлетворенного спроса
— анализ ценовой, сбытовой, рекламной стратегий и методов стимулирования сбыта, используемых основными конкурентами, выявление их сильных и слабых сторон;
— анализ, выявление и прогнозирование тенденций принципиального характера в отраслях и на рынке;
— определение сегментов рынка для основных групп продукции, их доли и позиций на каждом сегменте рынка;
— анализ эффективности операций по взаимозачетам и поиск путей оптимизации этих цепочек;
— анализ рынка основных видов сырья и прогноз возможных тенденций;
— анализ причин неудовлетворенного спроса на продукцию предприятия и разработка предложений по снижению его размеров;
— создание и оперативное ведение базы данных “Конкуренты” и «Поставщики»;
— определение точек насыщения сбыта по группам продукции и/или отдельным ее видам;
— разработка и формирование кратко-, средне- и долгосрочных прогнозов по сбыту продукции по отраслям и сегментам рынка, и кварталам;
— разработка предложений по освоению новых рынков/сегментов рынка и предложений по диверсификации;
— разработка предложений по освоению новых видов продукции, снятию с производства или использованию их в новых сферах, отвечающих запросам новых Потребителей и требованиям вновь открывающихся рынков;
— разработка плана мероприятий по директ-маркетингу и его практическое осуществление;
— выбор наиболее перспективных регионов с целью создания в них дилерских центров, участие в разработке порядка взаимоотношений с дилерами и в их создании (участие в разработке типового Договора, определяющего порядок взаимоотношений с ними);
— разработка предложений по концепции ценовой стратегии, включая: систему скидок в рамках программ по стимулированию сбыта;
— разработка предложений по основному и альтернативному плану сбыта (на случай непредвиденных обстоятельств, например, сезонных изменения конъюнктуры рынка и др.);
— разработка предложений по концепции стратегии достижений целей сбыта и организационных мер по ее осуществлению. Подробная тактика действий и составление графика КТО?,ЧТО?, КОГДА? ГДЕ? делает и ЗА ЧТО? несет персональную ответственность;
— разработка предложений по созданию/корректировке элементов фирменного стиля, их правильному использованию в оформлении внутренних и внешних помещений предприятия, на выставках и ярмарках, а также во всех используемых средствах рекламы;
— разработка плана мероприятий по рекламе и паблик рилейшнз, с использованием наиболее эффективных средств рекламы, оперативный анализ эффективности их проведения и, при необходимости, корректировка;