Правовые основы муниципальной собственности на землю

1. Правовые основы муниципальной собственности на землю

 

Правовой основой для признания права собственности на землю за всеми субъектами РФ является Федеративный договор. Согласно Договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации (ст.III) земля, ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории соответствующих республик. Федеративным договором закреплено право государственной собственности республик на землю и иные природные ресурсы. Часть 4 ст.5 Конституции РФ предусмотрела, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Таким образом, из принципа равенства всех субъектов РФ следует вывод о том, что и иные субъекты РФ могут иметь в собственности землю и другие природные ресурсы.

Это положение подтверждается также тем, что согласно разделу второму Конституции РФ «Заключительные и переходные положения», в случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного договора, действуют положения Конституции РФ.

Согласно Федеративному договору статус федеральных природных ресурсов определяется по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ. Согласно п.»г» ч.1 ст.72 Конституции РФ разграничение государственной собственности отнесено к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Статья 214 ГК в принципе закрепила возможность отнесения земли и других природных ресурсов, не находящихся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, к федеральной собственности или к собственности субъектов РФ.

Правовые критерии выделения федеральных природных ресурсов были закреплены в Указе Президента РФ от 16 декабря 1993 г. N 2144 «О федеральных природных ресурсах» (САПП РФ. 1993. N 51. ст.4932). В основе разграничения государственной собственности на природные ресурсы Указом был заложен критерий их общегосударственного значения.

К федеральным природным ресурсам Указом отнесены земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ; земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности; земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных природных заказников, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения; виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Российской Федерации, и другие, а также иные природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ.

Статья 16 ЗК предусматривает, что вопрос о разграничении публичной собственности должен быть разрешен в федеральном законе о разграничении государственной собственности на землю.

17 июля 2001 г. был принят Федеральный закон «О разграничении государственной собственности на землю» (СЗ РФ. 2001. N 30. ст.3060). Закон определил правовые основы разграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность.

Статья 2 Закона предусматривает, что право собственности на земельные участки у РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки. Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам о праве собственности на землю.

В соответствии со ст.6 Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю» разграничение государственной собственности осуществляется в следующем порядке. Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям (в настоящее время это Министерство имущественных отношений РФ) совместно с другими федеральными органами исполнительной власти подготавливает перечни земельных участков, на которые у РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Подготовка указанных перечней и их согласование с органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления проводятся в порядке, установленном Правительством РФ.

Подготовленные и согласованные перечни земельных участков утверждаются Правительством РФ. Сведения о земельных участках, включенных в перечни, вносятся в документы государственного земельного кадастра в соответствии с законодательством РФ.

Предусмотрено (ст.7 данного Федерального закона), что споры между РФ, субъектами Федерации, муниципальными образованиями о разграничении собственности на землю должны разрешаться заинтересованными сторонами с использованием согласительных процедур. В случае недостижения согласованного решения споры о разграничении государственной собственности на землю рассматриваются в суде.

28 сентября 2001 г. был принят Земельный кодекс Российской Федерации (СЗ РФ. 2001. N 4147.), что является, безусловно, положительным фактом. Кодекс создает правовую базу регулирования земельных отношений на федеральном уровне, что очень важно, учитывая их огромное экономическое, социальное и экологическое значение. На основе ЗК будет развиваться обширное земельное законодательство, поскольку Кодекс предусматривает необходимость принятия целого комплекса федеральных законов.

 

2. Компетенция органов местного самоуправления по регулированию вопросов владения, пользования и распоряжения землей

 

Компетенция органов местного самоуправления в данной сфере определяется прежде всего Конституцией Российской Федерации, законодательством о местном самоуправлении, а также земельным законодательством Российской Федерации, Законом Российской Федерации об охране окружающей природной среды, другими законодательными и нормативно-правовыми актами РФ, ее субъектов, а также положениями (уставами) о местном самоуправлении.

Конституция Российской Федерации, признавая и защищая равным образом муниципальную и иные формы собственности, закрепляет, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в муниципальной собственности. Земля и другие природные ресурсы – основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Государство регулирует земельные отношения в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды и охраны прав на землю физических и юридических лиц. Важную роль в достижении этих целей играют органы местного самоуправления, которые обладают широким кругом полномочий в области земельных отношений и охраны окружающей природной среды.

Курсовые работы