Правовые основы муниципальной собственности на землю

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, общая продолжительсть военной службы которых составляет 15 лет и более, за три года до увольнения с военной службы по возрасту, а также гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 15 лет и более, по месту военной службы или избранному месту жительства бесплатно предоставляются в собственность земельные участки по их желанию для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства.

Земельные участки предоставляются органами государственной власти и органами местного самоуправления в порядке, определенном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности: для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства — по нормам, установленным органами местного самоуправления, но не менее 0,10 га в городах и поселках городского типа и не менее 0,25 га в сельской местности; для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства после увольнения с военной службы — по нормам, установленным законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 (ВВС РФ. 1993. N 2. ст.70) (в ред. от 24 декабря 1993 г.), предусматривает, что сотрудникам, прослужившим в органах внутренних дел 15 лет и более (в календарном исчислении), предоставляются безвозмездно земельные участки под строительство индивидуальных жилых домов и садово-огородные хозяйства за счет неиспользуемых или отведенных в ином установленном законодательством порядке земель площадью 0,06 га — в городах, 0,10 га — в поселках городского типа и 0,25 га — в сельской местности.

Ряд льгот по предоставлению земельных участков установлены указами Президента РФ. Так, согласно п.2 Указа Президента РФ от 16 апреля 1996 г. N 564 «Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы» (с изм. от 13 июня 1996 г.) (СЗ РФ. 1996. N 17. ст.1955; N 25. ст.3003) установлено, что членам казачьих обществ, взявшим на себя в установленном порядке обязательства по несению государственной и иной службы, переселившимся в приграничные районы РФ, предоставляются бесплатно земельные участки для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства.

Порядок предоставления земель этим лицам определен в постановлении Правительства РФ от 8 июня 1996 г. N 667 «Об утверждении Положения о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в РФ, и режиме его использования» (СЗ РФ. 1996. N 25. ст.3023). Земельные участки из целевого земельного фонда предоставляются по предложениям территориального войскового казачьего общества, в частности, членам казачьих обществ для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства в собственность — по нормам, установленным органами местного самоуправления.

Согласно ст.18 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 г. (с изм. и доп. от 6 августа 2001 г.) (ВВС РФ. 1993. N 16. ст.551; СЗ РФ. 2001. N 33 (Часть I). ст.3413) гражданам, в том числе коренным жителям, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 календарных лет, а работникам, получившим инвалидность (в том числе и по общему заболеванию) или профессиональное заболевание, — до истечения указанного срока, предоставляется право по вновь избранному месту жительства на выделение земельного участка для индивидуального жилищного строительства. В развитие положений этого Закона был принят Указ Президента РФ от 2 февраля 1996 г. N 135 «О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (СЗ РФ. 1996. N 6. ст.537), согласно которому земельные участки предоставляются этим лицам бесплатно.

Случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность определены и в иных указах Президента РФ. Так, земельные участки, выделенные для личного подсобного хозяйства, садоводства, жилищного строительства в сельской местности, предоставляются в собственность гражданам бесплатно согласно п.14 Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» (ВВС РФ. 1992. N 1. ст.53). На таких же условиях должны предоставляться в собственность земельные участки под объектами недвижимости гражданам, вышедшим из производственных сельскохозяйственных кооперативов или иных сельскохозяйственных коммерческих организаций и получивших объекты недвижимости в счет имущественных паев, а также юридическим лицам, образованным этими гражданами (п.2 Указа Президента РФ от 14 февраля 1996 г. N 198 «О праве граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности»).

Право бесплатного получения земли в собственность имеют также руководители и специалисты сельскохозяйственных органов, специалисты сельскохозяйственного профиля органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, руководители и специалисты, проработавшие в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных организациях не менее пяти лет. Они вправе получить земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и использования в иных целях за счет свободных земельных паев хозяйств и фонда перераспределения земель на условиях, предусмотренных для бесплатной передачи земельных участков или земельных долей гражданам — сельским товаропроизводителям (п.7 Указа Президента РФ от 7 марта 1996 г. N 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» (с изм. и доп. от 25 января 1999 г.) (СЗ РФ. 1996. N 11. ст.1026; 1999. N 5. ст.651).

Пункт 8 этого Указа предусматривает, что при передаче сельскохозяйственных угодий в собственность гражданам и юридическим лицам им бесплатно передаются в собственность земельные участки, занятые кустарником, мелколесьем и другими несельскохозяйственными угодьями и расположенные между участками продуктивных земель в границах отводимого земельного массива. Земельные угодья, выбывшие из сельскохозяйственного оборота, передаются бесплатно гражданам и юридическим лицам, получающим земельные участки впервые или дополнительно к имеющимся, для производства сельскохозяйственной продукции при условии финансирования ими не менее 50% стоимости работ по освоению земель.

Во всех остальных случаях гражданам и юридическим лицам, как правило, земельные участки предоставляются в собственность за плату.

Каждый гражданин имеет право на однократное приобретение в собственность земельного участка, ранее предоставленного ему в постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение. Это право закреплено в п.5 ст.20 и п.3 ст.21 ЗК. Поэтому в этих случаях земельный участок вновь не предоставляется в порядке, установленном ст.30-34 ЗК. Если гражданин желает приобрести свой земельный участок в собственность (приватизировать), то он подает об этом заявление в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Выбор соответствующего органа зависит от того, в чьей собственности находится земельный участок: в государственной или муниципальной. В этом случае решение о передаче земельного участка должно быть принято в двухнедельный срок с момента подачи заявления.

В п.4 комментируемой статьи специально указано, что не допускается отказ в передаче в собственность гражданам и юридическим лицам земельных участков, которые находятся в государственной либо в муниципальной собственности, для строительства (см. комментарий к ст.30 ЗК). Не допускается также отказ в передаче в собственность ограниченных в обороте земельных участков, если в федеральном законе допускается передача таких земель в собственность. Более того, согласно п.7 ст.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» со дня введения в действие ЗК приватизация зданий, строений и сооружений без одновременной приватизации земельных участков, на которых они находятся, не допускается, за исключением случаев, когда такие участки изъяты из оборота или ограничены в обороте.

В соответствии со ст. 129 ГК РФ виды объектов гражданских прав, находящихся в свободном обороте (свободно отчуждаются и переходят от одного лица к другому), изъятых из оборота (нахождение в обороте не допускается) или ограниченно оборотоспособных (ограничен круг участников оборота либо оборот допускается по специальному разрешению), должны быть прямо указаны в законе. В ст. 209 ГК РФ воспроизведено конституционное положение о том, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Общие ограничения оборота земельных участков содержатся в Земельном кодексе РФ от 28 сентября 2001 г. (ст. 27). Что касается земель сельскохозяйственного назначения, то в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» введена новелла, заимствованная из зарубежного законодательства, касающаяся размера общей площади земельных участков сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного административного территориального образования субъекта РФ и могут находиться одновременно в собственности гражданина и его близких родственников.

Федеральным законом от 17 июля 2001 г. «О разграничении государственной собственности на землю» определены правовые основы разграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.

Статья 15 ЗК РФ закрепляет основы правового регулирования отношений частной собственности на землю. Частной собственностью на землю являются те земельные участки, которые приобретены гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством, то есть законно, причем все граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

Курсовые работы