Конституционное право

 

в РБ:

государственная  собственность  Республики  Башкортостан  и

управление ею.   Разграничение  государственной  собственности  на

республиканскую и федеральную регулируется отдельным соглашением;

 

В данном случае, можно сказать, что отличий почти нет.

 

 

—         К вопросам совместного ведения РФ и Республик относятся следующие вопросы:

В РТ:

1) обеспечение  прав  и  свобод  человека  и гражданина,  прав

национальных меньшинств;

2) защита суверенитета и территориальной целостности;

3) организация мобилизационной подготовки народного хозяйства,

руководство  разработкой  и  производством  вооружений  и  военной

техники  на  территории  Республики  Татарстан;  вопросы   продажи

оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества,

а также конверсии оборонной промышленности.  Формы и доля  участия

Сторон   в   реализации  соответствующих  полномочий  определяются

отдельными соглашениями;

4) общие и коллизионные вопросы гражданства;

5) координация международных и внешнеэкономических связей;

6) координация ценовой политики;

7) образование фондов регионального развития;

8) проведение денежной политики;

9) управление объектами собственности Российской Федерации или

Республики  Татарстан,  которые  могут  быть переданы в совместное

управление  с  учетом  заинтересованности   по   добровольному   и

взаимному   согласию.   Формы  и  порядок  совместного  управления

конкретными объектами определяются отдельными соглашениями;

10) координация    деятельности    по    вопросам    геодезии,

метеорологической службы, исчисления времени;

11) создание   общих   фондов  для  финансирования  совместных

программ, ликвидация последствий стихийных бедствий и катастроф на

основе взаимных соглашений;

12) координация управления  общими:  энергетической  системой,

магистральным, железнодорожным, трубопроводным, воздушным и водным

транспортом, связью, информационными системами;

13) обеспечение   режима  беспрепятственного  и  беспошлинного

передвижения транспорта, грузов и продукции по воздушным, морским,

речным,   железнодорожным   и   шоссейным   путям,   а   также  по

трубопроводному транспорту;

14) оценка   в   соответствии   с  международными  стандартами

состояния  качества  природной  среды,  осуществление  мер  по  ее

стабилизации    и    восстановлению;   обеспечение   экологической

безопасности,  координация  действий   в   области   использования

земельных,  водных  и  других  природных ресурсов;  предотвращение

экологических  катастроф;  вопросы  особо   охраняемых   природных

территорий;

15) проведение общей политики в  социальной  сфере:  занятости

населения,  миграционных  процессов,  социальной  защиты,  включая

социальное обеспечение;

16) координация   деятельности  по  вопросам  здравоохранения,

защиты  семьи,  материнства,  отцовства  и  детства,  образования,

науки,   культуры,   физической   культуры  и  спорта;  подготовка

национальных  кадров  для  школ,  учебных  заведений,   учреждений

культуры,  средств  массовой  информации  и  других  учреждений  и

организаций; обеспечение дошкольных учреждений и учебных заведений

литературой  на  родном  языке;координация  научных исследований в

области истории, культуры народов и их языков;

17) кадры судебных и правоохранительных органов;

18) адвокатура, арбитраж и нотариат;

19) координация   деятельности   правоохранительных   органов,

взаимодействие  органов  безопасности,  разработка  и   реализация

целевых программ по борьбе с преступностью;

20) установление общих принципов организации  системы  органов

государственной власти и местного самоуправления;

21) административное,          административно-процессуальное,

трудовое,    семейное,   жилищное,   земельное,   водное,   лесное

законодательство,  законодательство о недрах, об охране окружающей

среды;

22) вопросы совместного использования земли,  недр,  водных  и

других природных ресурсов;

23) другие    полномочия,    устанавливаемые    по    взаимной

договоренности.

 

В РБ:

1) соблюдение  международных норм о правах и свободах человека

и гражданина, о правах национальных меньшинств;

2) защита суверенитета и территориальной целостности;

3) согласование конституционного и  текущего  законодательства

Российской Федерации и Республики Башкортостан;

4) общие и коллизионные вопросы гражданства;

5) обеспечение мобилизационной подготовки народного хозяйства;

координация разработки и производства вооружений и военной техники

на территории Республики Башкортостан; вопросы конверсии оборонных

предприятий; размещение воинских  частей  и  военных  объектов  на

территории Республики  Башкортостан  в  соответствии с действующим

законодательством;

6) координация международных и внешнеэкономических связей;

7) координация         бюджетно-финансовой,         налоговой,

денежно-кредитной и  ценовой политики; определение общих принципов

налогообложения и  сборов  в  Российской   Федерации;   заключение

межправительственных бюджетных   соглашений;   образование  фондов

регионального развития;

8) создание   общих   фондов   для  финансирования  совместных

программ; ликвидация последствий стихийных бедствий и катастроф;

9) обеспечение   режима   беспрепятственного  и  беспошлинного

передвижения транспорта, грузов и продукции по воздушным, морским,

речным, железнодорожным    и   шоссейным   путям,   а   также   по

трубопроводному транспорту;

10) оценка  в соответствии с государственными и международными

стандартами состояния качества природной среды;  охрана окружающей

среды, осуществление   мер   по   ее  восстановлению;  обеспечение

экологической безопасности;

11) проведение  общей  политики в социальной сфере:  занятости

населения, оплаты  труда,   миграционных   процессов,   социальной

защиты, включая социальное обеспечение;

12) координация  деятельности  по  вопросам   здравоохранения,

защиты семьи,   материнства,  отцовства  и  детства,  образования,

науки, культуры, физической культуры и спорта;

13) кадры судебных и правоохранительных органов,  адвокатуры и

нотариата;

14) обеспечение   законности,   правопорядка   и  общественной

безопасности; взаимодействие   судебных    и    правоохранительных

органов; разработка  и  реализация  целевых  программ  по борьбе с

преступностью;

15) другие  предметы ведения и полномочия,  устанавливаемые по

взаимной договоренности.

 

 

— В ведении Российской Федерации находятся:

 

В РТ:

1) принятие и изменение  Конституции  Российской  Федерации  и

федеральных  законов,  контроль  за  их соблюдением;  федеративное

устройство и территория Российской Федерации;

2) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;

гражданство в Российской Федерации;  регулирование и  защита  прав

национальных меньшинств;

3) установление системы федеральных  органов  законодательной,

исполнительной   и  судебной  власти,  порядка  их  организации  и

деятельности;  формирование  федеральных  органов  государственной

власти;

4) федеральная государственная собственность и управление ею;

5) установление   основ  федеральной  политики  и  федеральные

программы    в    области    государственного,     экономического,

экологического,  социального, культурного и национального развития

Российской Федерации;

6) установление  правовых  основ  единого  рынка;  финансовое,

валютное,  кредитное,  таможенное регулирование, денежная эмиссия,

основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая

федеральные банки;

7) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные

фонды регионального развития;

8) федеральные  энергетические  системы,  ядерная  энергетика,

расщепляющиеся материалы;  федеральные транспорт,  пути сообщения,

информация и связь; деятельность в космосе;

9) внешняя  политика  и  международные  отношения   Российской

Федерации,  международные  договоры Российской Федерации;  вопросы

войны и мира;

10) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

11) оборона   и    безопасность;    оборонное    производство;

определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной

техники  и  другого  военного  имущества;  производство   ядовитых

веществ, наркотических средств и порядок их использований;

12) определение  статуса  и  защита  государственной  границы,

территориального  моря,  воздушного  пространства,  исключительной

экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

13) судоустройство;           прокуратура;          уголовное,

уголовно-процессуальное         и          уголовно-исполнительное

законодательство;    амнистия    и    помилование;    гражданское,

гражданско-процессуальное       и        арбитражно-процессуальное

законодательство;

14) федеральное коллизионное право;

15) метеорологическая служба,  стандарты, эталоны, метрическая

система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования

географических     объектов;    официальный    статистический    и

бухгалтерский учет;

16) государственные   награды  и  почетные  звания  Российской

Федерации;

17) федеральная государственная служба.

 

в РБ:

1) принятие  и  изменение  Конституции  Российской Федерации и

федеральных законов, контроль за их соблюдением;

2) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

3) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;

гражданство в  Российской  Федерации;  регулирование и защита прав

национальных меньшинств;

4) установление  системы  федеральных органов законодательной,

исполнительной и  судебной  власти,  порядка  их   организации   и

деятельности, формирование   федеральных  органов  государственной

власти;

5) федеральная государственная собственность и управление ею;

6) установление  основ  федеральной  политики  и   федеральные

программы в      области     государственного,     экономического,

экологического, социального,  культурного и национального развития

Российской Федерации;

7) установление  правовых  основ  единого  рынка,  финансовое,

валютное, кредитное,  таможенное регулирование,  денежная эмиссия,

основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая

федеральные банки;

8) федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные

фонды регионального развития;

9) федеральные энергетические  системы,  ядерная   энергетика,

расщепляющиеся материалы,  федеральный транспорт,  пути сообщения,

информация и связь, деятельность в космосе;

10) внешняя  политика  и  международные  отношения  Российской

Федерации, международные договоры  Российской  Федерации,  вопросы

войны и мира;

11) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

12) оборона   и    безопасность,    оборонное    производство,

определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной

техники  и  другого  военного  имущества,  производство   ядовитых

веществ, наркотических средств и порядок их использования;

13) определение  статуса  и  защита  государственной  границы,

территориального моря,  воздушного  пространства,   исключительной

экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

14) судоустройство;   прокуратура;   уголовное,   уголовно   —

процессуальное    и    уголовно-исполнительное   законодательство;

амнистия и помилование;  гражданское,  гражданско-процессуальное и

арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование

интеллектуальной собственности;

15) федеральное коллизионное право;

16) метеорологическая служба,  стандарты, эталоны, метрическая

система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования

географических объектов;      официальный     статистический     и

бухгалтерский учет;

17) федеральная государственная служба;

18) государственные  награды  и  почетные  звания   Российской

Федерации.

 

Можно сказать, что вопросы совместного с РФ ведения и ведения РФ почти совпадают у Республик.

 

Таким образом, данные Договора являются надежным нормативно-правовым актом, более конкретно определяющим суверенитет Республик.

 

 

 

 

 

 

История подписания Договора РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН «О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ВЗАИМНОМ ДЕЛЕГИРОВАНИИ  ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ  РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»

.

 

В условиях такого унитарного государства как СССР, где все было централизовано, Республики фактически не имели реальных прав. Все делалось только по указанию центра и через строго централизованное планирование. Это находилось в противоречии с правами народов и человека. Поэтому, когда начались процессы демократизации, все республики, в том числе и Татарстан, заговорил о своих правах. Это был закономерный процесс.

Конечно, голос Татарстана звучал сильнее остальных автономных республик. Для этого были свои исторические предпосылки. Вопрос о статусе Татарстана поднимался в 1917 – 1918 гг., затем в 30-е годы, когда принималась первая Конституция СССР, и в последующем, когда принимались другие Конституции.

Первый съезд народов Татарстана, состоявшийся в мае 1992 года, прошел в  очень непростое время. Распад СССР, образование новых государств, появление тенденций к изменение общественно-политического строя, переход к рыночной экономики – никогда на огромном пространстве бывшего Союза не было столь крутых поворотов. На фоне этих глобальных перемен происходит спад промышленного производства, усиливаются экономический и финансовый кризисы, ухудшается материальное положение людей. Не обошли все эти процессы и наш регион.

Главная задача в этот период —  позаботиться о будущем народов Татарстана, преодолеть накопившиеся в прошлом проблемы.

Как известно, 30 августа 1990 года Верховный Совет Татарстана единогласно провозгласил Декларацию «О государственном суверенитете Республики Татарстан». Необходимость ее принятия была обусловлена тем, что статус автономной республики давно перестал соответствовать интересам дальнейшего политического, экономического, социального и духовного развития ее многонационального народа. Кроме того, в рамках автономии невозможно было реализовать неотъемлемое право татарской нации, всех народов республики на самоопределение, создать демократическое правовое государство.

В период подготовки Конституции Российской Федерации депутаты  выступили со своими предложениями, исходя из принятой Конституции Татарстана, однако, поправки к проекту не были учтены и население Татарстана не приняло новую Конституцию России. На референдуме в целом трети субъектов федерации проголосовало против нее. Это не было случайностью, поскольку Конституция РФ больше соответствует декоративно-федеративному государству. Поэтому сегодня растет число субъектов требующих от центра предписания отдельных договоров и соглашений. Это говорит об уязвимости Основного Закона страны.

В условиях недовольства государственным устройством России у федерального центра оставалось два пути решения вопроса: заключения договоров с республиками и другими регионами или же, используя силовое давление, заставить принять условия центра.

В течение двух с половиной лет официальные делегации Российской Федерации и Республики Татарстан вели сложные переговоры, которые требовали огромные терпения, немалых интеллектуальных усилий и доброй воли с обеих сторон. Желание исключить силовые методы, построить цивилизованные отношения было столь велико, что, в конце концов, решение было найдено. Представители Татарстана тогда заявили, что если речь идет о создании новой федерации в условиях цивилизованного общества, она должна создаваться снизу в соответствие с волей народа. Татарстан предложил заключить Договор о взаимном делегировании полномочий. Сейчас в прессе пишут о разграничении полномочий, умалчивая о принципиальной особенности подхода: Договор органов государственной власти Татарстана с Российской Федерацией был подписан именно о взаимном делегировании полномочий. И по своему политическому содержанию до сегодняшнего дня он остается единственным в своем роде договором.       Договор снял конфликтную ситуацию и внес стабильность в общество. Он позволил расширить базу развития подлинной государственности Татарстана. (Республика Татарстан: время больших перемен. / Отв. ред. Ф. Х. Мухаметшин. – Казань: Изд-е. Кабинета Министров Республики Татарстан, 1996.)