Административное право — контрольная

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.  Проблемы расследования административных правонарушений в области дорожного движения

2. Доказывание и проблемы квалификации административных правонарушений в области дорожного движения

3. Проблемы осуществления административного наказания за правонарушения в области дорожного движения

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

В связи с принятием нового Кодекса РФ об административных правонарушениях значительно возросло количество рассмотренных судами дел об административных правонарушениях, в том числе и в области дорожного движения. В связи с этим у судей возникают нередко трудности при применении и соблюдении процессуальных норм. К сожалению, как представляется, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» не дал полноценного разъяснения по их применению.

Наличие в законодательстве процессуальных норм не только обеспечивает выполнение задач административного судопроизводства, но также является одной из гарантий соблюдения принципов законности и справедливости и обусловлено необходимостью своевременной защиты конституционных прав и законных интересов участников процесса, а также служит обеспечению принципа оперативности административного производства.

Однако, на практике нередко возникают вопросы применения той или иной нормы, в частности, это касается и административной ответственности за совершение правонарушений в сфере дорожного движения, что является темой данной курсовой работы.

Целью курсовой работы на тему: «Проблемы административной ответственности за совершение правонарушений в сфере дорожного движения» является изучение вопросов, которые являются причинами возникновения проблем, связанных с правоприменением в данной области, а также, рассмотрение путей возможных решений этих проблем с точки зрения ведущих российских юристов.

В первой части работы рассматриваются проблемы сбора исходных данных для принятия решения об административной ответственности, т.е. проблемы  расследования дел связанных с нарушением правил дорожного движения. Действительно, расследование данных дел имеет свою специфику, и часто определение вины того или иного участника дорожного движения вызывает определенные трудности.

Вторая часть работы посвящена проблеме квалификации дорожных нарушений, рассмотрены вопросы, связанные с толкованием и применением норм КоАП РФ об ответственности водителей транспортных средств, допустивших выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения.

В третьей части работы рассмотрены вопросы затруднений, связанных с осуществлением санкций. Если ранее много затруднений вызывал наличный оборот, возникающий при взимании штрафов, то в настоящее время, кроме того, что принципиально коррупция не удалена, существуют недоработки по срокам взимания штрафных санкций, и срокам давности по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

Работа написана на основе материалов правовой системы «Консультант+», публикаций в специализированных журналах по юриспруденции, учебно-методической литературы.

1.  Проблемы расследования административных правонарушений в области дорожного движения

 

В связи с вступлением в силу КоАП РФ Министерство внутренних дел утвердило своим письмом от 19 июня 2002 г. N 1/3582 «Методические рекомендации по организации деятельности органов внутренних дел при производстве по делам об административных правонарушениях». Однако указанные Рекомендации не содержат требований использования специальных познаний в производстве по данной категории дел. Не было таких рекомендаций и в ранее действовавшей «Инструкции по организации в органах внутренних дел производства по делам об административных правонарушениях Правил дорожного движения и иных норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения». Поэтому в правоприменительной практике часты случаи необоснованного привлечения к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения без использования специальных познаний, хотя некоторые признаки административных правонарушений в области дорожного движения могут быть выявлены только лицом, обладающим специальными познаниями в технике.

Для привлечения к административной ответственности за нарушение ПДД, повлекшее легкий вред здоровью потерпевшего, в большинстве случаев необходимо проведение автотехнического исследования. Поэтому, по мнению Бакулиной И.П. [2], в указанные выше Методические рекомендации необходимо добавить следующее положение: «Если для установления признаков нарушения Правил дорожного движения или причинно-следственной связи необходимы специальные познания в технике, необходимо назначить и провести автотехническое исследование».

При расследовании технических преступлений нередко приходится обращаться к следственному эксперименту. Это обусловлено тем, что большое число интересующих следствие данных можно получить, проверить и уточнить главным образом путем проведения этого следственного действия, в котором доминирующую роль играет экспериментальный метод. Так, при осмотрах мест дорожно-транспортных происшествий, используя экспериментальный метод, проверяют дальность границы видимости и обзорность просматриваемого пространства, техническое состояние отдельных систем транспортных средств, состояние дорожного покрытия (например, коэффициент сцепления шин с дорогой).

Если ДТП произошло в условиях недостаточной видимости, то для решения вопроса о безопасности скорости движения потребуются данные об освещенности проезжей части дороги и прилегающих к ней элементов, а также о видимости проезжей части с места водителя. Это расстояние определяется экспериментальным путем с максимальным приближением к условиям, в которых произошло ДТП. По возможности нужно использовать транспортное средство, которое участвовало в ДТП, поскольку особенности светораспределения на разных транспортных средствах неодинаковы. Несоблюдение этих условий может поставить под сомнение результаты эксперимента.

При расследовании административных правонарушений в области дорожного движения в аналогичных случаях также необходимо проведение эксперимента. Однако возможность применения эксперимента для сбора доказательств не предусмотрена КоАП РФ. Поскольку упрощенный характер производства по делам об административных правонарушениях влечет отсутствие необходимых исходных данных, по мнению автора, необходимо внести изменения в данный Кодекс и предусмотреть по аналогии с УПК РФ процессуальную возможность проведения эксперимента.

Решая вопрос о пределах компетенции эксперта, необходимо иметь в виду, что вопросы, поставленные перед экспертом, и заключение по ним не могут выходить за пределы его специальных познаний.

Некоторые ученые высказывают мнение о необходимости расширения компетенции эксперта при решении вопроса о причинно-следственной связи. Так, В.Б. Малинин указывает: «Мы считаем, что перед экспертом-автотехником может быть поставлен вопрос о причинной связи между действиями водителя и самим фактом происшествия — наездом, столкновением и т.п.».

 

По мнению Бакулиной И.П. [2], данные предложения заслуживают внимания. В настоящее время в компетенцию эксперта-автотехника уже входит исследование технического состояния транспортных средств, участвовавших в ДТП, чтобы установить причины и время возникновения неисправности и возможность обнаружить ее до ДТП. При этом эксперт устанавливает причинно-следственную связь между обнаруженной неисправностью и ДТП, определяя техническую возможность его предотвращения при исправном состоянии транспортного средства в момент ДТП.

Вопрос об установлении причинно-следственной связи не может быть решен без определения момента возникновения опасной ситуации. Особую помощь в этом может оказать эксперт-автотехник.

Как показывает анализ административной практики по делам о дорожно-транспортных происшествиях, установление момента возникновения опасной ситуации в дорожной обстановке является одним из самых сложных вопросов расследования. Сложность решения данного вопроса обусловлена целым рядом факторов.

Например, в настоящее время в правоприменительной практике не выработана единая и универсальная методика решения вопроса о моменте возникновения опасности для водителей при обнаружении ими детей, когда они находятся вблизи проезжей части или на ней самой, если ребенок располагается неподвижно или движется параллельно полосе движения транспортного средства (не изменяет своего положения относительно элементов дороги).

Курсовые работы