Административное право — контрольная

10. Иные обстоятельства, препятствующие совершению преступлений, также могут включаться в ситуацию, придавая ей антикриминогенный характер. К ним могут относиться различные мероприятия профилактического плана: плакаты, информационные табло и т.п. предупреждения об опасности, в том числе сигналы со стороны очевидцев и участников дорожного движения, призывы к осторожности, внимательности и прочие факторы, побуждающие к безопасному поведению.

Каждое совершенное ДТП имеет свои, исключительно ему присущие, характерные обстоятельства, определяющие его особенности и индивидуальность. Практически невозможно совершить по неосторожности повторное столкновение одних и тех же транспортных средств или повторный наезд одного автомобиля на того же самого пешехода. Поэтому практически исключается и абсолютное повторение дорожно-транспортных происшествий в целом. Каждый раз — другие водители, транспортные средства, дорожные условия, последствия и т.п.

Все обстоятельства охватываются понятием «аварийная обстановка», т.е. такое негативное стечение обстоятельств, которые предшествуют наступлению дорожно-транспортного происшествия. Аварийная обстановка предполагает такое управление транспортным средством, которое сопряжено с существующей опасностью совершения ДТП. Опасность заключается в том, что при всех прочих равных условиях в развитие события вмешиваются обстоятельства, предотвратить которые лицо, управляющее транспортным средством, в силу дефекта личности не способно.

Трудно не согласиться с мнением, что источники повышенной опасности не могут стать реальными без участия (действия) виновных лиц, например, автомобиля, не стоящего в гараже, а движущегося, управляемого человеком. Прежде всего от водителя зависят скорость и направление движения транспортного средства, а также оценка складывающейся на дороге ситуации и своевременность принятия мер для предотвращения дорожно-транспортного происшествия в случае возникновения опасности. Разумеется, нередки случаи, когда опасность для движения возникает внезапно, на близком расстоянии, и это не позволяет водителю избежать столкновения или наезда путем торможения. Например, внезапно в непосредственной близости (в пределах остановочного пути) на дорогу выбежал человек, выехало другое транспортное средство и т.п. Если созданию такой ситуации не предшествовало нарушение правил (например, превышение скорости), то привлечение водителя к ответственности исключено.

2. Доказывание и проблемы квалификации административных правонарушений в области дорожного движения

В 2004 г. в Российской Федерации было совершено 1 546 538 административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, из которых почти половина нарушений (708 574) связана с выездом на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, в случаях, когда это запрещено Правилами дорожного движения. В качестве наказания за такие правонарушения КоАП РФ предусматривает не только административный штраф, но и лишение права управления транспортными средствами на срок от двух до четырех месяцев. Излишне говорить, что подобные административные правонарушения представляют серьезную опасность не только для участников дорожного движения, но и для всего российского общества, поскольку довольно часто они влекут за собой совершение дорожно-транспортных происшествий с тяжкими последствиями. В истекшем году вследствие таких правонарушений произошло 20 796 ДТП.

В структуре основных видов нарушений, послуживших причинами ДТП, удельный вес нарушений, связанных с выездом на полосу встречного движения, составил 12,7. Поэтому своевременное их выявление, правильная квалификация, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого правонарушения, основанное на тщательном исследовании всех собранных по делу доказательств, принятие законного и обоснованного решения, безусловно, способствуют обеспечению безопасности дорожного движения, сохранению жизни и здоровья людей, соблюдению их прав и свобод.

По каждому делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, которые составляют предмет доказывания и имеют значение для правильного его разрешения. Согласно ст. 26.2 КоАП РФ такие обстоятельства устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств и вещественными доказательствами.

Основным вопросом, подлежащим доказыванию в ходе производства по делу, является вопрос о наличии либо отсутствии состава административного правонарушения. Под составом административного правонарушения понимается установленная правом совокупность элементов, при наличии которых конкретное деяние является административным правонарушением. Наличие состава административного правонарушения в конкретном деянии — единственное основание наступления административной ответственности за его совершение.

К элементам состава административного правонарушения относятся: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объектом правонарушений, предусмотренных ст. 12.15 КоАП РФ, являются административно-правовые нормы, устанавливающие определенный порядок дорожного движения.

Единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливают Правила дорожного движения.

Пункт 1.1 ПДД РФ (утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090) // САПП РФ. 1993. N 47. Ст. 4531 (с изм. и доп.).

Статья 12.15 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона.

Требования к расположению транспортных средств на проезжей части устанавливаются разделом 9 ПДД. Кроме того, водитель, определяясь в своем местоположении на проезжей части дороги, также должен руководствоваться и указаниями дорожных знаков и дорожной разметки.

Порядок выполнения обгона и условия, при которых он запрещен, установлены разделом 11 и частично — разделом 9 Правил дорожного движения. Под обгоном понимается опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы. Движение транспортных средств по одной полосе со скоростью большей, чем по соседней, не считается обгоном (п. 9.4 ПДД).

Объективная сторона правонарушений:

1) предусмотренных ч. 1 ст. 12.15 КоАП РФ, характеризуется действиями водителей, нарушающими требования дорожного знака 4.5 и п. 9.9 ПДД.

Приложение 1 к ПДД РФ. Дорожные знаки (по ГОСТ 10807-78, ГОСТ Р 51582-2000 и ГОСТ 23457-86) (с изм. и доп.). Дорожный знак 4.5 «Велосипедная дорожка». Разрешается движение только на велосипедах и мопедах. По велосипедной дорожке могут двигаться также пешеходы (при отсутствии тротуара или пешеходной дорожки).

2) предусмотренных ч. 2 ст. 12.15 КоАП РФ, характеризуется действиями водителей, нарушающими требования абз. 4 п. 2.7, а также разделов 9 и 11 ПДД (п. 9.4, 9.5, 9.7, 9.8, 9.10, 9.11, 11.1 — 11.4, 11.6, 11.7 ПДД).

3) предусмотренных ч. 3 ст. 12.15 КоАП РФ, характеризуется действиями водителей, нарушающими требования п. 8.6 ПДД, п. 9.2, 9.3, абз. 2 и 6 п. 11.5, абз. 8 п. 15.3 ПДД.

Абзац 8 п. 15.3 ПДД РФ запрещает объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства.

Пункт 8.6 ПДД предписывает осуществлять поворот таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

На первый взгляд включение в объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.15 КоАП РФ, нарушения п. 8.6 ПДД и абз. 8 п. 15.3 ПДД не совсем правильно. Поскольку п. 8.6 ПДД входит в раздел 8 «Начало движения, маневрирование», за нарушение требований которого должна наступать административная ответственность по ст. 12.14 «Нарушение правил маневрирования», а п. 15.3 ПДД является составной частью раздела 15 «Движение через железнодорожные пути», и соответственно нарушение требований этого раздела должно было бы квалифицироваться по ст. 12.10 КоАП РФ «Нарушение правил движения через железнодорожные пути». Однако сравнительный анализ показывает, что при нарушении требований п. 8.6 и абз. 8 п. 15.3 ПДД транспортное средство оказывается на стороне встречного движения. А это является квалифицирующим признаком, который содержится в диспозиции ч. 3 ст. 12.15 КоАП РФ.

Курсовые работы