Коллизии в праве

В гражданском законодательстве подробно регулируются юридические состояния физических и юридических лиц и способы предотвращения их противоправного изменения, защиты. Таков, например, механизм возмещения вреда. В гражданском, трудовом, уголовном, семейном законодательстве не одинаков возраст, по достижении которого гражданин может быть привлечен к ответственности.

Пятый элемент — установление легальных процедур разрешения коллизий, рассмотрения юридических споров. Подробнее об этом было сказано выше.

Шестой элемент — наличие управомоченных органов для предотвращения и устранения юридических коллизий. Напомним, что действуют законы о Конституционном Суде, об арбитражных судах, о статусе судей, о милиции, о федеральных органах государственной безопасности, о внутренних войсках.

Наконец, в качестве седьмого элемента правового режима можно назвать нормативные и правозащитные меры преодоления коллизий, устранения нарушений законности, восстановления прежнего состояния или статуса юридических и физических лиц.

Несомненно, правовой режим служит своего рода оболочкой коллизий. Его знание и умелое использование позволяет своевременно разрешать юридические коллизии.

Поэтому вполне оправдана четкая регламентация в закона и иных правовых актах возможных оснований возникновения коллизионных и конфликтных ситуаций. И отрадно, что предложенное понимание юридической коллизии и юридического конфликта опирается на конституционные и законодательные нормы.

Думается, полезным в этом смысле будет перечень видов регулирования юридических коллизий в Конституции РФ. Применительно к правовым актам, законности можно выделить ряд конституционных положений (см. Приложение №2).

Интересен зарубежный опыт. В Конституции ФРГ Предусмотрен механизм преодоления нарушений конституционной законности. Если земля не выполняет федеральные обязательства, возложенные на нее Основным законом или другим федеральным законом, то Федеральное правительство может с согласия Бундесрата принять необходимые меры, чтобы путем принуждения со стороны федерации побудить земли к выполнению этих обязательств. Для проведения мер федерального принуждения Федеральное правительство или его уполномоченный орган имеет право давать указания всем землям и их органам власти (ст. 37).

Конституция ФРГ содержит ряд специальных норм по поводу возможных международных коллизий и конфликтов. Во-первых, п. 3 ст. 24 устанавливает: в целях урегулирования межгосударственных споров федерация присоединится к соглашениям о международном арбитраже с единой для всех широкой и обязательной юрисдикцией. Во-вторых, признаются антиконституционными и уголовно наказуемыми действия, способные нарушить мирную совместную жизнь народов (п. 1 ст. 26). В-третьих, зафиксированы действия в условиях состояния обороны или напряженности (п. 3 ст. 87). В-четвертых, предусмотрены меры для предотвращения опасности, угрожающей существованию либо основам свободного демократического строя федерации или одной из земель (п. 4 ст. 87), а также меры для отражения опасности, угрожающей одной из земель (п. 1 ст. 91).

В законодательных актах России, как правило, содержатся нормы о порядке разрешения споров. Например, в НК РФ есть раздел VII «Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц». В БК РФ часть четвертая посвящена ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Главное, конечно, связано с установлением официальной системы правовых актов. Конституционные основы системы правовых актов в нашей стране имеют первостепенное значение.

Поучителен опыт закрепления иерархии правовых актов и коллизионных процедур в конституциях иностранных государств.

В Конституции Испании п. 3 ст. 9 гласит: Конституция гарантирует принцип законности, иерархию нормативных актов, их обязательное опубликование, отсутствие обратной силы- у норм, право на юридическую защиту, судебную ответственность за произвол органов и представителей власти. Наряду с законами выделяются органические законы, базовые законы для делегирования законодательных полномочий, законодательные декреты.

Сходная классификация законов установлена в Конституции Румынии и Конституции Молдовы. Имеются в виду конституционные, органические и обычные законы, различаемые по кругу регулируемых отношений.

Еще более полная характеристика признаков и соотношения актов установлена в разделе III «Источники права» Конституции Польши. Это — конституция, законы, ратифицированные международные договоры, а также распоряжения и акты местного права. Они названы источниками общеобязательного права. Статья 91 посвящена Ратифицированному международному договору как части правопорядка страны и применяемому непосредственно. Если ратифицированный договор конституировал международную организацию, то установленное ею право применяется непосредственно, имея приоритет в случае коллизий с законом. Статьи 92-94 определяют порядок издания подзаконных актов.

В сфере публичного права используются сложные режимы предотвращения юридических коллизий. Сошлемся прежде всего на ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, согласно которой издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации. Установлено: в случае противоречия между федеральным законом, принятым в пределах компетенции Российской Федерации, и нормативным правовым актом субъекта Федерации действует федеральный закон. Акт субъекта Федерации в этом случае утрачивает юридическую силу и не подлежит применению. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Федерации, принятым по предметам его ведения, действует нормативный правовой акт субъекта Федерации. Федеральный закон в этом случае не применяется, о чем делается официальное уведомление.

Важным условием предотвращения коллизий является «компетенционное правило». Оно означает, что органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов обязаны действовать строго в пределах их компетенции, установленной Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов Федерации, законодательством. Запрещается игнорировать общегосударственные интересы и интересы субъектов Федерации, признаваемые законодательством, и нарушать компетенцию органов государственной власти, которые призваны выражать эти интересы.

Весьма полезно заблаговременно урегулировать процедуры разрешения разногласий и споров между органами государственной власти всех уровней. Их чаще всего устанавливают в законах, в иных правовых актах, а также в договорах (соглашениях). В федеральных законах и законах субъектов Федерации о статусе органов государственной власти определяются процедуры рассмотрения разногласий, выработки общей позиции по спорным вопросам и принятия согласованных решений. В федеральных законах и законах субъектов Федерации, издаваемых по предметам совместного ведения, часто устанавливается порядок рассмотрения споров между ними. Ответственность же соответствующих органов государственной власти во внутрифедеральных отношениях определяется путем «отсылки».

Оправдано в законодательных актах тематического содержания регулировать порядок рассмотрения спорных вопросов, вариантов ассигнований, размеров ставок и отчислений, порядок образования согласительных комиссий, формы выражения несогласия той или иной стороны, основания компенсации и порядок применения санкций к органам государственной власти, не выполняющим своих обязательств.

Подчеркнем еще одно правило: от всех субъектов права требуется глубокое знание такого сопутствующего элемента их деятельности, как юридические коллизии, которые неизбежно возникают процессе реализации их правового статуса. Лучше заранее знать причины возникновения такого явления, своевременно предотвращать и устранять его легальными средствами, ем внезапно оказаться в огне противоречий и кризисов. Первый путь — легальный и экономный во всех отношениях.

Анализ условий возникновения коллизий связан с обязанностью государственных органов и иных структур постоянно собирать и оценивать информацию о зарождающихся, появившихся или могущих возникнуть юридических противоречиях. Вмешательство в компетенцию, издание незаконных актов, противоборство лидеров, обострение межнациональных и иных отношений, препятствие деятельности, неповиновение, нарушения законности — таковы индикаторы информации «по отклонениям», которая свидетельствует о юридических коллизиях и конфликтах. Ведение такой «коллизионной информации» должно стать твердой правовой обязанностью всех.

Курсовые работы