Современные проблемы кодификации РФ

2.2. Анализ проблем кодификации в РФ.

 

Политическая реформа, процесс демократизации общества и формирования правового государства выдвинули на первый план проблему исполнения законов. От ее решения во многом зависит не только эффективность нового законодательства, но сама судьба демократических институтов, экономической и правовой реформы.

Многие ученые считают, что «исполнение законов зависит от их качества, точности формулировки, отсутствия двусмысленности». Несовершенство ведет к неправильному толкованию и затрудняет применение закона.

Например: в Законе «0 статусе судей в РФ» говорится, что «Судья не может быть привлечен к административной и дисциплинарной ответственности».Данная норма носит слишком, общий характер. Из нее, однозначно, не следует, исключает ли она административную ответственность судей, например, при нарушении правил дорожного  движения, или  исключает лишь ту ответственность, которая налагается судом.

Затруднения в исполнении российских законов обусловлены также отсутствием  системности, внутренней связи принимаемых актов. Зачастую законы вступают в противоречие друг с другом.

Так, например, Закон РФ от 27 апреля 1993г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и гл.24 ГПК имеют множество разночтений. Существенное несовпадение наблюдается в положениях законов, определяющих пределы обязательности решений суда по жалобе, вступивших в законную силу. Закон от 27 апреля устанавливает правило общеобязательности решения, в то же время как ст.24 ГПК ограничивает пределы обязательности вступившего в законную силу решения лишь субъектами, «которых оно касается». К ним, ст.24 ГПК относит государственный орган, общественную организацию, должностное лицо, действия,  которых подлежали обжалованию.2 Если сам же законодатель не уважает им же принятый закон, он лишается возможности требовать этого от других, тем более ожидать его добровольного исполнения.

У многих ученых-юристов беспокойство вызывает уровень специальной подготовки правоприменителя, профессиональной подготовки кадров правоохранительных органов. Отсюда малокомпетентные, неквалифицированные комментарии вновь принятых законов в средствах массовой информации.

По-моему,  представляется, что недостатки законодательства не были бы столь разрушительны, если бы в обществе существовала эффективная структура юридической деятельности и защиты прав. В стране не создано системы юридической адаптации законодательства. Раньше действовала приказная система его претворения в жизнь, теперь ее нет. Отсутствие сквозного для всех правовых актов правообеспечения сводит к минимуму эффект самих прогрессивных законов. Нет также практики отслеживания недостатков вновь принимаемых актов и оперативного внесения поправок.

Среди юридических инструментов особое место отводится постзаконодательной нормотворческой деятельности. Она характерна тем, что обеспечивает реализации законов непрямого действия, конкретизируя законодательные предписания. Для более эффективной постзаконодательной деятельности целесообразнее было бы, чтобы субъекта правотворчества устанавливал законодатель и, при том, по конкретному кругу вопросов, перечисленных в акте о введении законов в действие. В отдельных случаях конкретизация закона может производиться и не по прямому указанию закона, однако, данное исключение не должно превращаться в правило.

Особенно важна работа по кодификации наших законов. В настоящее время приняты и эффективно действуют следующие Кодексы:

—         Гражданский Кодекс (1 и 2 часть)

—         Налоговый Кодекс

—         Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

—         Трудовой Кодекс

—         и др.

Принятие данных кодексов в 2000-2003 годах значительно стабилизировало правовые отношения общества.

Анализ законодательной и юридической практики показывает, что наиболее четко разработан механизм реализации уголовного закона. Здесь имеются элементы:

— институционального характера (нормы процессуального и исправительно — трудового права).

-объектно-субъектного характера (органы предварительного расследования, судебного разбирательства, статус участников уголовного процесса).

— виды процессуальных действий, допускаемых законом.

— действия по соблюдению и исполнению юридических обязанностей и использование субъективных прав.

— условия, при которых допускается реализация правовых норм (всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств уголовного дела, обязательное участие защитника в предусмотренных законом случаях и др.).

-средства исправления неправильных решений, восстановление нарушенных прав и принуждения на случай уклонения от выполнения обязанностей (жалобы, протесты, пересмотр судебных решений в кассационном и надзорном порядке).

Очевидно, что теоретическая модель такого механизма должна стать эталоном механизма действия любого закона.

Будем надеяться, что законодательство и в дальнейшем пойдет по пути систематизации норм права, сделав их более конкретными и менее противоречивыми.

Заключение

 

Реальность показывает, насколько широк круг вопросов, неурегулированных правом, без которых невозможно реализовать экономические и социальные программы, выдвигаемые жизнью.

Речь идет не только об обновлении, улучшении законодательства, но и о формировании многих принципиально новых правовых институтов, отвечающих новым экономически условиям, критериям правового государства.

Курс на ускорение реформ заставляет законодателя стремиться к быстрому охвату правовых норм, регулированию новых общественных отношений. Это сказывается на качестве закона, его системности, стабильности правовой системы, уровне правовой защищенности граждан.

В настоящее время можно отметить достаточно действенные шаги законодателя в направлении кодификации. Закреплены законодательно основные правовые нормы, разработана система распределения законодательных актов по отраслям. Приняты в 2000-2003гг. и эффективно действуют: Гражданский Кодекс (1 и 2 часть),  Налоговый Кодекс, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Трудовой Кодекс, Уголовный Кодекс, Уголовно-Процессуальный Кодекс.
Наиболее острыми насущными вопросами является принятие Жилищного Кодекса, пересмотр Земельного Кодекса. Оставляет желать более детальной проработки новый Гражданско-Процессуальный Кодекс.

Будем надеяться, что законодательство и в дальнейшем пойдет по пути систематизации норм права, сделав их более конкретными и менее противоречивыми.

 

Список используемой литературы

 

1. Алексеев С.С. «Государство и право». Москва, «Юридическая лит-ра», 1996 г.

2. Хропанюк Н.В. «Теория Государства и Права», Москва, «ДДТ», 1994 г.

3. Пиголкин А.С. «Общая Теория Права», Москва, МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996 г.

4. Гоббс Т., Левиафан Н. Мир философии: Книга для чтения. Ч.2.:Человек. Общество. Культура- М.:Политизцат,1991 —  С.175.

5. Спасов Б.П.. Закон и его толкование. — М.: Юрид. лит., I986.C.70-9I .

6. Грось А.. «О противоречиях в гражданском процессуальном законодательстве» Российская юстиция. 1994.№1.С.42.