Разработка бизнес-плана

Второй важнейший прогноз относится к себестоимости реали­зованной продукции (затраты на производство продуктов и услуг, выручка от реализации которых получена в течение конкретного периода). Включает в себя прямые затраты труда — заработная плата, сырье, материалы, а также некоторые затраты, связанные непосредственно с превращением сырья и материалов в готовую продукцию и валовую прибыль (разница между чистым объемом реализации продукции, услуг и прямыми затратами на их произ­водство). Оба показателя зависят от затрат, связанных с произ­водственной деятельностью или с приобретением активов, а также от политики цен. При изложении материалов полезно сослаться на конкретные источники информации. В силу того, что пред­приниматели обычно имеют склонность видеть будущее своего предприятия в розовом свете, рекомендуется представлять в пла­не достаточно обоснованные расчеты. Итак, финансовый план является ключевым разделом бизнес-плана и просчитывается по результатам прогноза производства и сбыта продукции или услуг. При его разработке учитываются характеристики среды, в кото­рой предполагается реализация намеченного — налоговые условия, изменения курса валют, по которым ведутся расчеты; дифферен­цированная инфляционная характеристика среды; дата начала и время реализации проекта.

Оперативный план (отчет) отражает результаты взаимодействия фирмы и ее целевых рынков по каж­дому товару и рынку за определенный период. На фирме этот документ разрабатывается службой маркетинга. Совокупность по­казателей, представленная в оперативном плане, позволяет про­демонстрировать руководству компании, какая доля рынка занята фирмой по каждому товару и какую предполагается завоевать в перспективе. Показатели определяются по каждому виду товара или услуге, что позволяет сравнивать их между собой по эконо­мической эффективности. Такой прогноз обычно составляется на три года вперед, причем данные для первого и второго года следу­ет приводить поквартально, так как для начального периода вре­мени обычно точно известны будущие покупатели продукции. На каждый отчетный период рассматриваемая совокупность показа­телей рассчитывается на основе специального рыночного иссле­дования. Это важно для последующего планирования закупок обо­рудования, затрат на рекламу и наем работников.

Как отмечалось выше, финансовый план включает отчет о при­былях и убытках (отражает операционную деятельность фирмы в намеченный период), план-баланс и отчет о движении денежных средств.

Структура отчета о прибылях и убытках относительно проста. В него как правило включается выручка от продажи товара, производственные издержки, налоговые и другие отчисления, и на основе этих показателей рассчитывается прибыль, остающаяся в распоряжении фирмы после выплаты дивидендов. По данным пла­на можно установить, приносит ли конкретный товар прибыль фирме, сравнить различные товары по прибыльности с тем, что­бы определить целесообразность их дальнейшего производства. Просуммировав данные по всем товарам и услугам, реально оце­нить общую прибыль фирмы. Таким образом, конечная задача данного документа — показать, как будет изменяться и формиро­ваться прибыль в течение первого и второго года — поквартально, и далее — в расчете на год.

С помощью первого документа определяют размер полу­чаемой прибыли за конкретный период времени. Цель составле­ния отчетов о прибыли — в обобщенной форме представить результаты деятельности предприятия с точки зрения прибыльно­сти. Этот материал составляется обычно из следующих разделов: реализация, себестоимость реализованной продукции или услуг, операционные затраты, получение (до уплаты налогов) прибыли (или убытки). Во многих случаях в плане показывают, что полу­чается после вычета налогов. Отчет о прибыли выступает наибо­лее распространенным показателем финансовых резервов пред­приятия.

Проектировка потоков денежных средств наиболее важ­ный финансовый прогноз в бизнес-плане. Отчет о денежном по­токе отражает фактические поступления денежных средств и их перечисление. План-отчет о движении денежных средств показывает руково­дству фирмы, сколько в его распоряжении имеется денежных средств и какова потребность в них компании. Если план являет­ся результатом прогнозирования, то отчет содержит фактические показатели и таким образом отражает реальное положение фир­мы, что необходимо руководству для выработки оптимальных ре­шений. Данный отчет составляется как суммарный результат дея­тельности фирмы по всем видам товаров и услуг.

В структуру плана-отчета входят показатели, которые отража­ют, в частности, планируемые и фактические капиталовложения в деятельность компании за отчетный период. При значительных объемах капиталовложений и недостаточно высоком уровне дохо­да от продаж, величина добавления к отчетной части баланса может уменьшиться. В этом случае сумма денег на расчетном счете фир­мы сократится и для последующего функционирования предпри­ятию потребуются заемные средства. Итоговая цифра отчета о потоке денежных средств отражает сальдо оборота денежных средств компании, а не ее при­быль. В отличие от отчета о прибыли, отчет о денежных потоках отражает фактическое поступление всех денег из всех источни­ков, включая выручку от реализации продукции, от продажи акций или полученных в долг, а также средств от продажи или ликвида­ции некоторых активов. Что касается затрат, то в отчет о денежных потоках включается фактическая оплата всех затрат. Некоторые затраты могут быть покрыты немедленно, в то время как дру­гие — через некоторое время.

В отчет о денежных средствах не включается амортизация. Хо­тя это и расход, но она не представляет собой денежное обяза­тельство. В то же время погашение основной суммы долга, хотя и не является расходом, включается в отчет о денежных потоках, так как является денежным обязательством. Другие траты денег, направленные на приобретение оборудования или выплату диви­дендов, не являются затратами. Поэтому они влияют на денеж­ные потоки.

Значительным документом финансового плана является балан­совый отчет. Его особенность заключается в том, что он не отра­жает результатов деятельности компании за определенный пери­од, а фиксирует ее сильные и слабые стороны с точки зрения финансов на данный момент. Любой отдельно взятый элемент баланса сам по себе значит немного, однако, когда все элементы рассматриваются в соотношении друг с другом, это позволяет су­дить о финансовом положении фирмы. Исходный баланс компа­нии, как правило, составить достаточно легко. Он показывает, как будет получен стартовый капитал (источник долга + собст­венный капитал) и как предполагается его расходовать. В проектировках балансов на дальнейший период должен учитываться исходный баланс, а также особенности развития компании и ре­зультаты ее финансовой деятельности.

Особое место в финансовом плане следует уделить расчету безубыточности и запаса финансовой прочности.

Точка безубыточности рассчитывается по формуле:

Составить бизнес-план