Финансово-экономическая оценка проекта производства автомобилей

ОАО «ИжАвто» занимается производством автомобилей классической компоновки как собственной разработки — семейство автомобилей на базе автомобиля «Ода» (ИЖ-2126 Ода, Иж-21261 Fabula, Иж-2717), так и производит модели автомобилей, переданных с ОАО «АвтоВАЗ» (ВАЗ-2106, ВАЗ-2104). Данные модели более не производятся на других предприятиях России, поэтому в выпуске названных моделей ОАО «ИжАвто» можно считать монополистом. В целом же, автомобили классической компоновки (ВАЗ-2105, ВАЗ-2107) производятся на предприятиях («АвтоВАЗ», г.Тольятти и «РосЛАДА», г.Сызрань) и являются ближайшими конкурентами.

Основными конкурентами ИЖ-2717 в классе «фургон» или «пикап» являются модели фирмы «ВазИнтерСервис» построенные на платформе «классических» моделей автомобилей ВАЗ: заднеприводный автомобиль ВИС-2345 на базе ВАЗ-2105, переднеприводный автомобиль ВИС-2347 на базе ВАЗ-2109. Аналоги отсутствуют. Близкую к указанным автомобилям рыночную нишу занимают транспортные средства типа «Газель», но это техника несколько другого класса по целому ряду параметров (габариты, грузоподъемность, это функционально грузовой автомобиль, а не легковой).

В качестве основного конкурента для автомобилей классической компоновки производства ОАО «ИжАвто» выступает ОАО «АвтоВАЗ», г. Тольятти. ОАО «ГАЗ», ОАО «УАЗ» и др. не рассматриваются в качестве основных конкурентов в силу низких объемов производства и принадлежности автомобилей к отличному от ОАО «ИжАвто» классу. Предприятия, производящие иномарки на территории России находятся в другой ценовой нише и не являются прямыми конкурентами. Однако, надо отметить намечающиеся тенденции снижения покательского спроса на отечественные автомобили в целом, и, особенно, на устаревшие модели ижевского производства.

Выводы по 2 главе: По итогам работы предприятия можно сказать, что ОАО «Ижмаш-Авто» за период с 2002 по 2004 год значительно улучшило свое финансовое положение. В основном положительные изменения произошли за счет увеличения объемов производства и реализации продукции. Необходимо отметить рост численности, увеличение производительности, повышение фондоотдачи. Однако, по результатам проведения анализа финансового состояния отмечен недостаточный уровень перспективной ликвидности и низкая финансовая устойчивость.

Анализ финансовых результатов и оценка эффективности работы предприятия показали, что ОАО «Ижмаш-Авто» за период с 2002 по 2004 год значительно улучшило показатели оборачиваемости и рентабельности.

Анализ положения дел в отрасли показал, что в российском автомобилестроении намечена стратегия создания альянсов с иностранными инвесторами. Основными проблемами для развития сборочного производства на территории РФ и его дальнейшей локализации — в отсутствии современных производственных мощностей по выпуску высококачественных и конкурентоспособных по цене автомобильных компонентов. Ее решение может способствовать дальнейшему притоку иностранных инвестиций в российское автомобилестроение.

Анализ конкурентоспособности продукции ОАО «ИжАвто» на фоне развития автомобильной отрасли в целом показал потребность в организации нового сборочного производства импортного автомобиля и необходимость проведения финансово-экономической оценки данного проекта.

3 Оценка рынка сбыта автомобилей Kia Spectra

 

 3.1 Краткое изложение проекта производства автомобилей Kia Spectra

Основной идеей проекта является организация производства на площадях ОАО «ИжАвто» автомобилей Kia Spectra по лицензии KIA MOTORS CORPORATION (КМС) в объеме до 50 тысяч штук в год с последующим проведением локализации поставок части автокомпонентов, и размещением их производства на предприятиях Группы «СОК» при участии компаний-поставщиков КМС.

Стоимость проекта:

Приобретение импортного технологического оборудования (включая оплату НДС, таможенных платежей и транспортировку) — 56 096 тыс. USD.

Долевая часть ОАО «ИжАвто» по изготовлению технологического оборудования — 4862 тыс. USD.

Конструкторская подготовка и строительно-монтажные работы —  4 366 тыс. USD.

Срок жизни проекта – 5,5 лет.

Чистый дисконтированный доход (при норме дохода 15 %) –                 102 862 тыс. USD.

Дисконтированный срок окупаемости проекта – 3,4 года

Внутренняя норма доходности – 70,05 %

Условия реализации проекта:

ОАО «ИжАвто» для выпуска автомобилей KIA Spectra имеет следующие возможности:

Æ               производственные площади с инженерными коммуникациями;

Æ               имеется специализация предприятия по выпуску автомобильной продукции;

Æ               квалифицированные рабочие и инженерные кадры;

Æ               развитая система сбыта продукции;

Для постановки производства автомобилей KIA Spectra ОАО «ИжАвто» необходимо провести модернизацию следующих видов производств:

Æ               Окрасочного производства;

Æ               Сварочного производства;

Æ               Сборочного производства;

Целями проекта являются:

  • Ø Организация крупносерийного производства автомобилей KIA Spectra
  • Ø Повышение конкурентоспособности продукции ОАО «ИжАвто».
  • Ø Создание технологического процесса сборки автомобилей, соответствующих мировому уровню
  • Ø Развитие научно-технологического потенциала ОАО «ИжАвто».
  • Ø Создание и сохранение рабочих мест.

Проектом планируется создание на производственных мощностях ОАО «ИжАвто» производства автомобилей, соответствующих мировому уровню.

В ходе реализации инвестиционного проекта предполагается:

  • Провести технологическую подготовку к серийному производству автомобилей Kia Spectra.
  • Приобрести современное зарубежное технологическое оборудование.
  • Провести модернизацию окрасочного, сварочного и сборочного производства.
  • Осуществить последовательное наращивание объема выпуска автомобилей Kia Spectra до 50 000 шт./год.

В рамках реализации данного проекта объем собственных вложений Группы «СОК» составит 28 678 тыс.USD., в т.ч.:

  • Авансы на приобретение импортного оборудования — 6 467 тыс. USD.
  • Оплата импортного НДС и таможни — 10 303 тыс. USD.
  • Транспортные расходы по приобретению импортного оборудования — 1 620 тыс. USD.
  • Приобретение и монтаж краскоприготовительного отделения — 1 060 тыс. USD.
  • Долевая часть ОАО «ИжАвто» по изготовлению технологического оборудования — 4 862 тыс. USD.
  • Конструкторская подготовка и строительно-монтажные работы —  4 366 тыс. USD.

КIA Motors Corp. — одна из самых быстрорастущих в мире компаний по производству автомобилей — была основана в1944 г. и является старейшим в Южной Корее производителем транспортных средств. Концерн KIA входит в Hyundai-KIA Automotive Group и претендует на роль одного из ведущих мировых автомобильных брендов:16 производственных и сборочных предприятий KIA в 12 странах ежегодно выпускают в общей сложности более 1,1 млн. автомобилей, которые затем реализуются и обслуживаются через обширную дилерскую сеть, охватывающую 155 государств. Численность сотрудников KIA Motors — более 32 тысяч чел., ежегодный доход концерна составляет 14 млрд долл. Модельный ряд компании на российском рынке представлен Kia Rio, Sportage, Magentis, Carnival, Picanto, Carens, Sorento, Cerato, Opirus. Причем российская сборка в 2003-04 гг. обеспечивала три четверти от общего объема реализации автомобилей KIA в России.

Проектом Соглашения о техническом сотрудничестве между ОАО «ИжАвто» и KIA MOTORS CORPORATION предусмотрена постоянная техническая поддержка со стороны иностранного партнера в ходе реализации проекта. Кроме того, работники ОАО «ИжАвто» в рамках осуществления проекта будут проходить обязательное обучение на предприятиях Kia и на ОАО «ИжАвто».

В настоящее время ведется работа по привязке технологии изготовления автомобилей Kia Spectra к существующим производственным мощностям ОАО «ИжАвто».

 3.2 Характеристика конкурентов

В условиях расширения привлекательности российского автомобильного рынка западные компании начали его активное освоение, в т.ч. за счет создания в России сборочных производств.

Проект по освоению производства автомобилей KIA Spectra по лицензии компании KIA Motors Corporation (KMC) направлен на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции ОАО «ИжАвто» и укрепление рыночных позиций предприятия.

Для автомобиля совместного производства, с точки зрения конкуренции по моделям можно выделить две различные группы конкурентов: конкуренты по цене и конкуренты в своем классе. Соответственно наибольшую конкурентную угрозу представляет собой автомобиль, находящийся в том же классе, что и KIA Spectra, и близкий по цене.

Составить бизнес-план