Финансово-экономическая оценка проекта производства автомобилей

Для снижения доли заемных средств, а следовательно, и затрат на их обслуживание необходимо выполнение следующих условий:

— сокращение производственного цикла за счет оптимизации логистических процессов;

—         получение инвестиционной льготы по налогу на прибыль Правительства УР РФ в размере 4%, при условии что прибыль полученная от внедрения проекта обеспечит его окупаемость в течение 3-х лет.

В период наращивания объема производства (2005-2007г.г.) возникает потребность в собственных оборотных средствах, что компенсируется заемными средствами в размере 75,8 тыс. долл., по которым будет необходимо выплачивать проценты за кредит (см. Приложение 3 табл.6.1).

 

 5.7 Резервы снижения себестоимости

При первом пересчете службам ОАО «ИжАвто» удалось снизить среднюю цену изделия с 14 293 тыс.долл., отпускной — 13 000 долл, до отпускной цены 11 305 долл., при этом розничная цена составила 12 120 тыс.долл. Сводный расчет снижения цены см. приложение 3 таблица 3.5.  При этом убыток от реализации на 1 автомобиль составил бы 1 184 долл. Данный расчет был произведен за счет уточнения расходов по подразделениям, и в большей степени – за счет снижения цены базовой комплектации на 128 долл. При этом надо отметить, что были уточнены расценки на оплату труда рабочих в сторону увеличения с 36 долл. на изделие до 92 долл.

Однако, розничная цена, как было сказано в гл. 2 должна находится в диапазоне от 9 до 12 тыс. рублей, т.е. розничная цена автомобиля 1 комплектации не должна превышать 10,0 тыс.долл., 4 комплектации – 12,8 тыс.долл. Соответственно, как было указано в 5.5. необходимо выявление резервов, позволяющих снизить среднюю розничную цену до 10,77 тыс.долл

Факторы, позволяющие снизить цену, представлены в таблице 5.7.

 

Таблица 5.8 – Факторы снижения цены

 

Локализация позволяет производить часть работ по производству изделия на площадях ОАО «Иж Авто».

Для того, чтобы выявить резервы необходимо было произвести расчет эффекта от локализации. Расчет эффекта от локализации представлен в Приложении 3. табл. 7.1., при этом инвестиционные затраты возрастут до 73717 тыс.долл. без НДС, т.е. 86 986 тыс.долл. США с НДС  (Приложении 3. табл. 7.2), лизинговые платежи составляют 56 242 тыс.долл..

В результате расчетов цель –  розничная цена 10,77 тыс.долл. может быть установлена только при увеличении убытка от продаж до 3 743 долл. на 1 а/м., что означает обязательное условие реализации проекта – снижение цены комплекта. Сравнение  расчетной себестоимости и целевой за счет использования резервов и снижения цен на комплекты представлены в Приложении 3 табл. 7.3.

Таким образом, для обеспечения рентабельности продаж ОАО «ИжАвто» в размере 12% необходимо снижение стоимости комплекта корейской стороной до 3 900 долл.

 

5.8 Расчет показателей эффективности проекта

 

Для расчета показателей эффективности по варианту розничной цены № 5, т.е. 10,0 тыс. долл. США за автомобиль KIA SPECTRA 1 комплектации и средней цене – 10,77 тыс.долл. США составлен  отчет о прибылях и убытках в Приложении 3 Таблице 8.1. В данном расчете представлены два варианта стоимости комплекта 4684 долл. – рентабельность 0%, и 3900 долл.- рентабельность продаж – 12%. Себестоимость товарной продукции (с учетом лизинговых платежей и амортизационных отчислений) соответственно составляет 7 502 долл. и 6 640 долл, полная себестоимость с учетом расходов на продажу, налогов на имущество и процентам по кредитам (см. Прил. 3 табл. 7.3.) – 8058 долл. и 7 196 долл. США. Таким образом, получение чистой прибыли при запланированном уровне продаж и издержек возможно в размере  91 395 тыс.долл. США.

В Приложении 3 таблицы 8.2. произведен расчет показателей эффективности. Большим преимуществом в данном расчете по сравнению с другими является решение о приобретении оборудования в лизинг. Общая сумма инвестиций возросла до 73 717 тыс.долл. США без НДС, т.е. 86 986 тыс.долл. США с НДС, однако, первоначальные инвестиции составляют – 28 274 тыс.долл. США, что значительно повышает показатели эффективности в целом, а в сумму общих инвестиций входит и основная сумма инвестирования – приобретение оборудования в лизинг.

В связи с тем, что приобретение оборудования по лизингу в сумме 57 837 тыс.руб. без НДС было включено в себестоимость, а возврат НДС происходит одновременно с лизинговыми платежами, то возникает необходимость включения суммы лизинговых платежей с НДС в положительный поток.

При этом надо учесть, что при расчете срока реализации проекта применяется точка отсчета начала капитальных вложений –3 квартал 2004 года, тогда как при расчете среднегодовой доходности и нормы рентабельности необходимо принимать к расчету первоначальные инвестиции, т.е. необходимо изменение точки начала расчета проекта.

Изменение точки расчета проекта и приведение затрат к настоящему времени, т.е. к моменту запуска производства проекта ставит необходимостью пересчет первоначальных вложений к текущему моменту, т.е. приведенная сумма фактически затрат произведенных в 2004 году и в течение 1 полугодия 2005 на момент начала производства составляет 29 755,3 тыс.руб. Таким образом, показатели эффективности проекта следующие:

Чистый приведенный эффект NPV – 31,5 млн. руб.

Срок окупаемости PB – 2,25 года (27 месяцев).

Дисконтированный срок окупаемости DPB– 2,6 года (31 мес.)

Индекс рентабельности PI – 2,06

Среднегодовая норма рентабельности ARR– 76,5%

Внутренняя норма рентабельности IRR – 36,15%

Модифицированная внутренняя норма рентабельности MIRR – 51,3%.

 5.9  Анализ чувствительности проекта

При реализации проекта возможно изменение таких параметров проекта, например, ставки дисконтирования, объема сбыта, цены и величины прямых издержек, что, несомненно, повлияет на показатели эффективности проекта. В связи с этим возникает необходимость в проведении анализа чувствительности проекта, который представлен в Приложении 3 таблице 9.1.

Для проведения расчета был произведен перерасчет чистой прибыли при изменении каждого из вышеуказанных параметров. Расчет проводился исходя из изменения только одного параметра в процентном отношении от базового в сторону уменьшения и увеличения при сохранении других на базовом уровне. Исходя из расчетной величины чистой прибыли на каждом этапе определялась сумма денежного потока, и проводились расчеты основных показателей эффективности.

По результатам проведенного анализа можно сказать, что для получения положительной величины чистого приведенного эффекта возможно снижение объема продаж не более, чем на 20%, цены – не более чем на 5%, увеличение суммы прямых издержек – не более чем на 8%. При одновременном увеличении прямых издержек и цены возможно сохранение значений рассчитанных показателей эффективности, но при условии 100%-го выполнения плана объема сбыта в количестве 148 тыс. шт.

Составить бизнес-план