Финансово-экономическая оценка проекта производства автомобилей

Подробно были рассмотрены работы специалистов в области инвестиционного проектирования — Ковалева В.В., Непомнящего Е.Г., Савчука В.П. , Бухалкова М.И. По общему мнению данных авторов, при оценке эффективности целесообразным считается инвестиционный проект, у которого чистая приведенная величина дохода больше нуля и максимальна, индекс прибыльности больше единицы, показатель внутренней нормы рентабельности больше процентной ставки по кредитам, а период окупаемости проекта минимален.

Во второй части работы проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ИжАвто», рассмотрено положение ОАО «ИжАвто» на автомобильном рынке. Анализ конкурентоспособности продукции ОАО «ИжАвто» на фоне развития автомобильной отрасли в целом показал потребность в организации нового сборочного производства импортного автомобиля.

Маркетинговые исследования, представленные в третьей части работы, указывают на то, что основной спрос на автомобили Kia Srectra будет находиться в ценовом диапазоне от 10 до 12 тыс.долл. Учитывая высокие технические характеристики автомобиля Kia Spectra, а также относительно низкую для автомобилей D класса цену предполагается, что потенциальная емкость рынка данного автомобиля к 2008 году может составить 50 000 автомобилей в год, прогноз объема сбыта на период с 2005г. по 2009 год – 148 тыс. автомобилей.

Оценка эффективности проекта может быть проведена с помощью программы Project Expert, представленной в четвертой части работы.

Исходные данные для расчетов, представленных в пятой части работы – суммы инвестиций необходимых для модернизации производства.

Расчет  себестоимости показал, что при первоначальных затратах, внедрение проекта было бы нецелесообразным ввиду высокой розничной цены – от 13000 долл. за 1 автомобиль. При этом затраты на приобретение комплекта в общей структуре затрат на производство и реализацию автомобиля  Kia Spectra составляли от 64,3% и более в зависимости от комплектации. Поэтому одной из задач проекта было выявление резервов, позволяющих снизить себестоимость автомобиля.

Например, при проведении локализации производства компонентов экономия только на таможенных платежах составит порядка 5% от общих затрат на приобретение комплекта, при этом возрастут инвестиционные затраты. Учитывая высокую долю затрат  на приобретение комплекта в общей структуре прямых затрат на производство и реализацию, и высокую зависимость показателей экономической эффективности проекта от величины прямых издержек, можно сказать, что проведение локализации позволит снизить период окупаемости проекта на 5 месяцев.

При формировании оборотного капитала возникает дополнительная потребность в собственных средствах, что компенсируется заёмными в размере 78 млн. 800 тыс.долл.США в период с 2004 по2007 г.г.

Для снижения доли заёмных средств, а следовательно и затрат на их обслуживание  (% по кредиту — 22 млн. 814 тыс.долл.США) необходимы:  отсрочка платежа за поставляемые комплекты; оптимальная стратегия продаж на весь период реализации проекта, с учётом интересов сторон; сокращение производственного цикла за счет оптимизации логистических процессов; получение инвестиционного налогового кредита.

Всего были произведены расчеты по пяти вариантам цен и себестоимости выпуска продукции. В первом расчете (2004 года) базовая цена автомобиля 1 комплектации – 13 тыс.долл США, во втором – 12 214 долл. США, с третьего по пятый (отличия в сумме снижения стоимости комплекта) – 10 тыс.долл. США.

Окупаемость проекта возможна только при условии обеспечения объема продаж, что диктуют необходимость снижения стоимости на приобретение 1 комплекта минимум на 2000 долл. США и максимум (при соглашении корейской стороны) на  3 289 долл. США.

Финансово-экономический анализ эффективности инвестиционного проекта, проведенный в пятой части работы показывает высокую эффективность (дисконтированный срок окупаемости менее 4-х лет).  При ставке дисконтирования – 15%, сумма чистого приведенного эффекта составит 31,5 млн. долл. США, среднегодовая норма доходности по проекту — 76,5%, индекс рентабельности инвестиций 2,06, внутренняя норма рентабельности – 36,15%, модифицированная внутренняя норма рентабельности – 51,3%.

Срок окупаемости инвестиций рассчитан на текущую дату (3 кв. 2005г.),  т.е. от начала производства с учетом увеличения ценности денежных средств, вложенных в 2004г. Срок окупаемости инвестиций от момента начала производства — 2,3 года (27 месяцев) и дисконтированный срок окупаемости – 2,6 года (31 месяц), что означает, что общий срок окупаемости от начала внедрения проекта (3 квартал 2004г.) составляет 3,3 года (39 месяцев), дисконтированный – 3 года 7 месяцев.

По результатам проведенного анализа чувствительности проекта можно сказать, что для получения положительной величины чистого приведенного эффекта возможно снижение объема продаж не более, чем на 20%, цены – не более чем на 5%, увеличение суммы прямых издержек – не более чем на 8%. При одновременном увеличении прямых издержек и цены возможно сохранение значений рассчитанных показателей эффективности, но при условии 100%-го выполнения плана объема сбыта в количестве 148 тыс. шт. Ставка дисконтирования проекта может быть установлена в размере от 10 до 20%, что незначительно повлияет на показатели эффективности.

В шестой части работы, в рамках налоговой оптимизации проекта, рассмотрен вопрос правового обоснования получения льгот по налогам на прибыль и на имущество. Для получения налогового инвестиционного кредита и других форм содействия от Правительства Удмуртской Республики необходимо предоставить данный инвестиционный проект на экспертизу для оценки эффективности инвестиций. Общая сумма  льгот по налогам на имущество и на прибыль – 7980 тыс.долл. США. Величина покрытия инвестиций с учетом льгот по налогам составляет 108,7 млн. долл. США, что значительно может улучшить показатели эффективности инвестиций.

В заключение можно сказать, что финансово-экономическая оценка проекта производства автомобилей «KIA» на ОАО «ИжАвто» при условии снижения затрат доказывает его эффективность и целесообразность внедрения.

Список использованных источников

 

  1. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. –  М.: Финансы и статистика, 1998.
  2. Бухалков М.И. «Внутрифирменное планирование«. – М.: Инфра-М, 2003.
  3. Жданов С.А. Экономические модели и методы в управлении. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1998.
  4. Замков О.О., Толстопятенко А.В., Черемных Ю.Н. Математические методы в экономике. – Мн.: Харвест, 1998.
  5. Идрисов А.Б., Картышев С.В., Постников А.В. Стратегическое планирование и  анализ эффективности инвестиций – М.: Информационно-издательский дом “Филинъ”, 1998. – 272с.
  6. Ковалев В.В. “Финансовый анализ. Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности”. – М.: Финансы и статистика, 1998.
  7. Крушвиц Л. Инвестиционные расчеты. – СПб.: Питер, 2001.
  8. Кулаков Н.Ю., Подоляко С.В. Расчет доходности инвестиционных проектов в случае нестандартных финансовых потоков. – М.: Сборник научных трудов, РосЗИТЛП, 2004.
  9. Липсиц И.В., Косов В.В. Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа. – М.: Бек, 1996.
  10. Лытнев О.Н., Основы финансового менеджмента. Курс лекций. – М.: Дело, 2004.
  11. Моляков Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства. – М.: Финансы и статистика, 1999.
  12. Непомнящий Е.Г. “Инвестиционное проектирование”. – М.: ТГРУ, 2003.
  13. Организация и планирование машиностроительного производства/Под ред. М.И. Ипатова, В.И.Постникова, М.К.Захаровой. – М.: Машиностроение, 1988.
  14. Практикум по финансовому менеджменту/Под ред. Е.С.Стояновой, изд. 2-е. – М.: Дело, 1997.
  15. Савчук В.П., “Бюджет капитала и финансовое обоснование инвестиционного проекта”. – Мн.: Новое знание, 2004.
  16. Солодовников А.С., Бабайцев В.А., Браилов А.В. Математика в экономике. – Мн.: Харвест, 1999.
  17. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент для практиков. – М.: Инфра-М, 1998.
  18. Четыркин Е.М. Финансовый анализ производственных инвестиций. – М.: Бек, 1998.
  19. Щиборщ К.В. “Анализ рынка сбыта при инвестиционном проектировании”. // “Маркетинг”. – 2002. – №5. – 34с.
  20. Экономика предприятия/Под ред. В.П.Грузинова. – М.: Дело, 1999.

Составить бизнес-план