Анализ формирования стоимости жилищно-коммунальных услуг-курсовая

3.2. Анализ планирования затрат и тарифов на капитальные ремонты, осуществляемые в системе ЖКХ г. Ижевска

 

Процедура разработки планов (по доходам и расходам) на капитальные ремонты подобна процедуре для жилищных услуг  —  основой является план по доходам, который планируется по поступлениям из двух источников  —  бюджетные дотации и платежи населения. В Ижевске в соответствии с рекомендациями Госстроя РФ в структуру платежей населения за услуги ЖКХ внесена статьи “отчисления на капитальный ремонт” и “плата за найм”, являющиеся в настоящее время основными, из которых финансируются капитальные ремонты. Их величина определяется постановлениями городской администрации, корректирующими периодически их значения. На начало 2002 г. “отчисления на капитальный ремонт” берутся в размере 45%, а “плата за найм” 38% от “экономически обоснованных” значений. Остальное составляют бюджетные дотации.

Здесь необходимо отступление, касающееся методики расчета.

Базовая ставка платы за капремонт определяется в соответствии с рекомендованной Госстроем методикой (№17-152 от 27.11.96) через усредненную норму амортизации (1%) от балансовой восстановительной стоимости муниципального жилого фонда.

Формирование платы для конкретного квартиросъемщика осуществляется на основании базовой ставки пропорционально общей площади жилья (Постановление Администрации г. Ижевска N 185 от 06.05.99) с учетом (через поправочные коэффициенты)

  • материала стен и перекрытий (0,588-для деревянных зданий, 1,0- для кирпичных и блочных);
  • наличие системы пожаротушения и дымоудаления (1,0-1,07);
  • наличия мусоропровода (1,0-1,07);
  • наличия лифта (1,0-1,12);
  • наличия централизованных систем горячего водоснабжения и отопления (0,8  — без централизованных систем отопления);
  • этажности зданий. (1,0-до 5 этажей, 1,162-выше 5 этажей).

Такой перечень учитываемых в плате за капремонт условий делает плату за капремонт слабо дифференцированной, т.к. муниципальный фонд жилья в г. Ижевске по своему составу достаточно однороден: 99% жилья  —  в каменных домах, 98%  —  с центральной системой отопления, 46%-более 5-6 этажей, 50%  —  более 8 этажей. В этих условиях жители стандартной девятиэтажки начала 70-х годов и жители домов повышенной комфортности платят одинаково  —  с квадратного метра.

Механизм формирования платы за найм аналогичен механизму для капитального ремонта  —  на основе базовой ставки с учетом тех же условий. Добавляются коэффициенты планировки (1,0  —  если отношение общей площади к жилой меньше или равно средней по Ижевску, 1,064  —  если это отношение выше), и наличия балконов/лоджий (1,02  —  с балконом, 1,0  —  без балкона/лоджии). Образование базовой ставки не разъясняется.

Вопреки основополагающему нормативному акту  —  “Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации” и Приказу Госстроя №17-132 от 11.12.97 такой подход не отражает ни качества, ни месторасположения жилья, и не содержит рекомендуемой повышенной ставки для второго жилья или жилья выше социальной нормы площади.

Утвержденный к действию в периоде тариф является основой для формирования плана доходов на капитальные ремонты, и в рамках, определенных планируемым финансированием, ГЖУ разрабатывает титульный список объектов реконструкции и капремонта. Титульный список, как и объем расходов, может быть скорректирован администрацией города и/или депутатами в процессе разработки и утверждения бюджета города. В отличии от работ по содержанию и обслуживанию жилищного фонда, работы по капитальному ремонту обеспечены развитой нормативно-технической базой (СниПы), что позволяет корректно и достаточно точно отнормировать объемы затрат по объектам.

На основании утвержденного на планируемый период титульного списка и объема расходов, ГЖУ заключает с подрядчиками договоры на выполнение капитальных ремонтов, при этом подрядчики выбираются на конкурсной основе.

Основными проблемами в ситуации с капитальными ремонтами являются следующие.

1. За прошедшее десятилетие финансирования было недостаточно. Период массового выхода оборудования домов за пределы гарантированного ресурса работы совпал по времени с сокращением реального финансирования, особенно капитальных ремонтов (к началу реформы в ЖКХ в ~10 раз по сравнению с началом 80-х годов). Увеличивающийся недоремонт сетей и жилого фонда подвел техническое состояние значительной его части к критической отметке, что привело к росту аварийности.(С 1990 года по 1996 год она выросла:

  • в жилищном хозяйстве с 4,8% до 9%;
  • в теплоснабжении с 6% до 13%;
  • в водоснабжении с 6% до 12%;
  • в электроснабжении с 7% до 11,5%).

Соответственно, объем финансирования капитальных ремонтов является (в данной конкретной ситуации с износом) недостаточным для проведения всего необходимого перечня работ.

2. Процедура разработки титульного списка объектов капитального ремонта и реконструкции является неформализованной и закрытой, что имеет следствием (или может иметь) с одной стороны, направление средств в объекты, не отвечающие первочередным нуждам жителей города (как покраска фасадов), и, с другой стороны, делает возможными злоупотребления, которые можно характеризовать как проявления коррупции (пример из сообщений “желтой” прессы  —  полный ремонт подъезда дома, в котором проживает победивший кандидат на пост мэра города.)

  Заказать работу