Коэффициент финансовой зависимости. Является обратным к коэффициенту концентрации собственного капитала. Рост этого показателя в динамике означает увеличение доли заемных средств в финансировании предприятия. Если его значение снижается до единицы (или 100%), это означает, что владельцы полностью финансируют свое предприятие.
Коэффициент маневренности собственного капитала. Показывает, какая часть собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности, т. е. вложена в оборотные средства, а какая часть капитализирована. Значение этого показателя может ощутимо варьировать в зависимости от структуры капитала и отраслевой принадлежности предприятия.
Коэффициент структуры долгосрочных вложений. Логика расчета этого показателя основана на предположении, что долгосрочные ссуды и займы используются для финансирования основных средств и других капитальных вложений. Коэффициент показывает, какая часть основных средств и прочих внеоборотных активов профинансирована внешними инвесторами, т.е. (в некотором смысле) принадлежат им, а не владельцам предприятия.
Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств. Характеризует структуру капитала. Рост этого показателя в динамике – в определенном смысле – негативная тенденция, означающая, что предприятие все сильнее и сильнее зависит от внешних инвесторов.
Коэффициент соотношения собственных и привлеченных средств. Как и некоторые из вышеприведенных показателей, этот коэффициент дает наиболее общую оценку финансовой устойчивости предприятия.
Необходимо подчеркнуть, что не существует каких-то нормативных критериев для рассмотренных показателей. Они зависят от многих факторов: отраслевой принадлежности предприятия, принципов кредитования, сложившейся структуры источников средств, оборачиваемости оборотных средств, репутации предприятия и др. Можно сформулировать лишь одно правило, которое работает для предприятий любых типов: владельцы предприятия (акционеры, инвесторы и другие лица, сделавшие взнос в уставный капитал) предпочитают разумный рост в динамике доли заемных средств; напротив, кредиторы (поставщики сырья и материалов, банки, предоставляющие краткосрочные ссуды, и другие контрагенты) отдают предпочтение предприятиям с высокой долей собственного капитала, с большой финансовой автономностью.
Таблица 2.5
Оценка финансовой устойчивости
Наименование показателя |
Формула расчета |
Информационное обеспечение. Номера строк (форма 1) |
Коэффициент концентрации собственного капитала | ||
Коэффициент финансовой зависимости | ||
Коэффициент маневренности собственного капитала | ||
Коэффициент концентрации привлеченного капитала | ||
Коэффициент структуры долгосрочных вложений | ||
Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств | ||
Коэффициент структуры привлеченного капитала | ||
Коэффициент соотношения привлеченных и собственных средств |
Проследим динамику изменения данных показателей на нашем примере:
Таблица 2.6
Динамика показателей финансовой устойчивости
Наименование показателя |
На начало года |
На конец года |
Коэффициент концентрации собственного капитала |
0,9605 |
0,9440 |
Коэффициент финансовой зависимости |
1,0411 |
1,0593 |
Коэффициент маневренности собственного капитала |
0,0158 |
-0,0107 |
Коэффициент концентрации привлеченного капитала |
0,0395 |
0,0560 |
Коэффициент структуры долгосрочных вложений |
0,0089 |
0,0089 |
Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств |
0,0082 |
0,0082 |
Коэффициент структуры привлеченного капитала |
0,2018 |
0,1391 |
Коэффициент соотношения привлеченных и собственных средств |
0,0411 |
0,0593 |
Многие из приведенных выше показателей являются дополнительными. Поэтому из приведенных выше показателей выделим, прежде всего, коэффициент концентрации собственного капитала. Значение показателя: 96,05% — на начало года, 94,4% — на конец года. Значение коэффициента существенно превышает минимальное рекомендуемое значение в 60%, что, безусловно, выгодно отличает предприятие в плане финансовой устойчивости, стабильности и независимости от внешних кредиторов. Отметим, однако, очень низкую маневренность собственного капитала, свидетельствующую о том, что собственный капитал практически не используется для финансирования текущей деятельности.
Анализ безубыточности.
Безубыточность – это такая точка бизнеса (точка безубыточности, мертвая точка), в которой чистая выручка покрывает все издержки, а операционная прибыль равна нулю.
Для анализа безубыточности воспользуемся методом “Издержки – Объем – Прибыль”, реализующим маржинальный подход и называющимся также анализом предельных величин.
Для проведения этого анализа необходимо разделить смешанные издержки на переменные и постоянные. При этом переменные издержки пропорциональны в своем изменении объему продаж, а постоянные неизменны.
К переменным (производственным) расходам относятся прямые материальные затраты, заработная плата производственного персонала с соответствующими отчислениями, а также расходы по содержанию и эксплуатации оборудования и ряд других общепроизводственных расходов.
К постоянным – относятся административные и управленческие расходы, амортизационные отчисления, расходы по сбыту и реализации продукции, расходы по исследованию рынка, другие общие управленческие, коммерческие и общехозяйственные расходы.
Выручка от реализации продукции за вычетом себестоимости в объеме производственных переменных расходов составляет маржинальный доход, являющийся важным параметром в оценке управленческих решений.
Существуют три основные метода деления издержек на постоянные и переменные:
- Метод высоких и низких точек.
- Метод графика разброса точек.
- Метод наименьших квадратов.
Операционный анализ будет успешным при определенных допущениях:
- Издержки правильно разделены на переменные и постоянные части.
- Объем продаж (уровень деятельности) является единственным формирователем издержек.
- Зависимость “Издержки – Объем – Прибыль” является линейной в достаточно широком диапазоне продаж.
Для разделения издержек на постоянные и переменные в нашем примере воспользуемся методом высоких и низких точек. Для реализации этого метода воспользуемся отчетом о прибылях и убытках (табл. 2.7):
Таблица 2.7
Отчет о прибылях и убытках за 2002г. (тыс. руб.)
Наименование показателя |
За отчетный период |
За аналогичный период прошлого года |
Выручка от реализации |
4 110 530 |
6 553 027 |
Себестоимость реализации |
3 501 006 |
5 330 790 |
Коммерческие расходы |
882 439 |
1 384 825 |
Прибыль от реализации |
-272 915 |
-162 588 |
Проценты к получению |
779 |
448 |
Прочие операционные доходы |
128 174 |
79 391 |
Прочие операционные расходы |
253 923 |
119 695 |
Прибыль от финансово-хозяственной деятельности |
-397 885 |
-202 444 |
Прочие внереализационные доходы |
6 460 |
11 661 |
Прочие внереализационные доходы |
1 060 |
7 813 |
Прибыль отчетного периода |
-395 678 |
-198 596 |