Кадровая политика

1.3.Маркетинговая деятельность и основные показатели финансово-хозяйственной деятельности

Общество обладает полной хозяйственной самостоятельностью в вопросах принятия хозяйственных решений, сбыта, установления цен, планирования хозяйственной деятельности. Основным направлением деятельности Общества является реализация продовольственных и промышленных товаров оптом и в розницу. Под маркетингом понимается процесс выяснения и удовлетворения потребностей.

Маркетинг очень тесно связан с развитием стратегического управления, выступая как средством реализации стратегий бизнеса, так и одним из средств информационного обеспечения процесса выработки стратегий фирмы. Более широкое понятие маркетинга рассматривает маркетинг, с одной стороны, с точки зрения фирмы (микромаркетинг), с другой стороны, — с точки зрения общества (макромаркетинг).

Маркетинг с позиции фирмы  — это процесс выяснения потребностей клиентов (потребителей) и направление потока товаров и услуг для их удовлетворения. Маркетинг включает следующие виды деятельности: —       выяснение потребностей клиентов. Какой нужен товар? Когда и где он будет нужен? —       выяснение того, сколько потребитель желает заплатить: достаточно ли этого для покрытия издержек? Что произойдет с количеством покупаемого товара при изменении цен? —       информирование потребителей о товаре и об условиях, на которых его можно купить. Следует ил рекламировать продукт? Если да, то как? —       быть уверенным в удовлетворении потребностей потребителем. Действительно ли удовлетворена потребность? Что потребитель советует в плане совершенствования обслуживания клиентов? Любая организация,  даже не преследующая сверхприбыль, должна осуществлять маркетинг своих товаров и услуг.

Маленькие фирмы не могут позволить себе иметь специализированный отдел по маркетингу, поэтому фирма вынуждена решать стандартные вопросы маркетинга не на должном уровне с учетом узкой специализации и ограниченных ресурсов. Информационная система маркетинга, исследовательский маркетинг и поведение покупателя это по сути набор процедур по сбору, обработке и подаче информации, предназначенной для принятия решения по маркетингу. Делается это преимущественно на компьютере, но в небольшой фирме дешевле иметь просто картотеку.

Подобная система имеет четыре части: —       Внутренняя система отчетности (доход, издержки, продажи, прибыль, убытки). То есть знать все внутрифирменные потоки ресурсов, каналы использования. Суть состоит в том, что бы руководитель знал, какие товары и как выгодно продаются; —       Разведывательная система маркетинга. Ее суть – слежение за всеми аспектами рынка (поведение потребителя, конкурентов, перспективы); —       Исследовательские мощности.

Для решения возникающих трудностей в процессе маркетинга надо иметь особые кадры для углубленного исследования. Например, почему снизились продажи какого-либо товара и как будет продаваться этот товар в следующем периоде? —       Система поддержки решений. Она включает техническое оснащение, позволяющее руководить всей системой маркетинга. Желательно компьютеризировать эту систему.

Все компоненты маркетинга имеют свою внутреннюю структуру. Так, исследовательские работы разбиваются на : сбор информации, составление проекта исследований, интерпретация данных, корректировка проекта и тому подобное. Поведение покупателя – это особый процесс, в котором покупатели принимают решение, какие продукты покупать и где.

Существует много факторов, влияющих на решение покупателя: психологические, социальные, культурные, демографические, уровень образованности. Специалисты по маркетингу должны досконально разбираться во всех этих факторах, использовать их для «обработки» покупателя. Стратегия маркетинга – это выбор целевого рынка и маркетинговой смеси для его обслуживания.

Целевой рынок – это особая группа покупателей, потребности которой решила удовлетворить фирма. Маркетинговая смесь – это сочетание набора продуктов, системы распределения, продвижение товара и его ценообразования. В связи с недостатком финансовых ресурсов Общество не может позволить себе иметь специализированный отдел по маркетингу, поэтому маркетинговые мероприятия осуществляются , но не на должном уровне.

Функции по осуществлению маркетинговых мероприятий возложены на нескольких сотрудников организации. Организация не имеет четкой маркетинговой политики, но руководитель принимает решения по маркетингу. Исследовательский маркетинг (сбор, обработка информации) осуществляют товаровед и заместитель директора по торговле. Товаровед по данным первичной отчетности собирает информацию об объемах продаж за определенный период, наиболее или наименее быстро реализуемом товаре, следит за качеством товара, формирует заявки на поставку товара на будущий период.

Заместитель директора осуществляет изучение рынка аналогичных товаров и услуг, поведение конкурентов, их ценовой политики. Обрабатывает информацию, поступающую от товароведа, участвует в  ценовой политике Общества, готовит предложения по выбору и изменению направлений развития товарного ассортимента, хозяйственной и предпринимательской деятельности, предоставляет информацию руководителю для дальнейшего принятия им решений по маркетингу.

Для успешной реализации продукции организация использует внешнюю рекламу (щитовую), рекламу в средствах массовой информации (в газетах «Из рук в руки», «Реклама +», журнал «Оптовик»). Несмотря на то, что сотрудники  осуществляют мероприятия по исследовательскому маркетингу, они не имеют достаточных знаний в области маркетинга, поэтому для более успешного проведения этих мероприятий им необходимо пройти обучение (курсы по маркетингу) в соответствии с решаемыми задачами, исполняемыми функциями.

В течение 1996 – 2002 годов ассортимент продукции заметно расширился, выросло количество поставщиков и клиентов. Кроме вышеперечисленных товаров в ассортиментный перечень входят: молочная продукция, хлебобулочные изделия, бакалейная продукция, рыбная и мясная продукция, бытовая химия, косметика, парфюмерия, хозяйственные товары, трикотажные и чулочно-носочные изделия.

Товары одной группы представлены различными производителями. Среди поставщиков имеются и постоянные крупные поставщики, с которыми заключены долгосрочные договора, и небольшие фирмы, и частные предприниматели.

Основу планов составляют договора с поставщиками. Основными клиентами организации является население города Ижевска, в большей части Индустриального района, а также фирмы: ОАО Хлебозавод № 2, Хлебозавод № 3, СМУ – 2, ЗАО ТФ » Индустриальная «,           ТПФ » Иж «,  ОАО » Карконд » (п. Кизнер, УР) и так далее. Основными поставщиками продукции для дальнейшей ее реализации через розничную сеть являются: ЗАО » Ижмолоко » – цельномолочная продукция, масло животное, мороженое; ОАО » Хлебозавод № 2 «, » Хлебозавод № 3 » – хлеб и хлебобулочные изделия; ООО » Версия » – рыбная продукция; ООО «Пычас» – колбасные изделия; ООО » Ижтрейдинг » – кондитерские изделия, соусы, майонезы, макаронные изделия; ОАО » Гарант » – крупы; Сарапульская кондитерская фабрика – кондитерские изделия; ООО » Пепси Интернэшнл Боттлерс » – газированная вода   Ижевский завод минерально-фруктовых вод – безалкогольная газированная вода, минеральная вода, вино-водочные изделия; Сарапульский ЛВЗ – вино-водочные изделия; Глазовский ЛВЗ – вино-водочные изделия; ООО » Оптима » – бытовая химия, парфюмерия, косметика. ООО » Проктэр энд Гэмбл » – бытовая химия, хозтовары. ООО »  Трикотбест » – трикотажные, чулочно-носочные изделия.

Заключены договора с оптовыми покупателями, где оговариваются все условия поставки продукции, сроки, форма оплаты и т.п. Реализация товаров оптом осуществляется по отпускным ценам, установленным главным бухгалтером общества. Оплата за товар производится наличным или безналичным расчетом. Также возможен бартер на другие товары. Реализация товаров в розницу осуществляется с учетом НДС и торговых надбавок.

Формирование рыночной экономики обуславливает развитие анализа в первую очередь на микроуровне – на уровне отдельных предприятий и организаций, поскольку эти низовые звенья (при любой собственности) составляют основу рыночной экономики. Анализ на уровне отдельной организации наполнен конкретным содержанием, связанным с повседневной хозяйственно-финансовой деятельностью организации. Безусловная ответственность за финансовые результаты организации в условиях рынка и присущей ему конкуренции обуславливает необходимость анализа хозяйственных процессов, явлений и их результатов, складывающихся под воздействием объективных и субъективных факторов, отраженных в системе экономической информации.

Системность и комплексность анализа выражаются в комплексном использовании всех видов экономической информации.Бухгалтерский учет и отчетность, статистический учет и отчетность, оперативный учет и отчетность, многие внеучетные данные, взятые в комплексе, отвечающие требованиям строгой системности, обеспечивают потребность аналитического  исследования финансово-хозяйственной, коммерческой деятельности организации. Экономику организации можно изучать как в статистике, так и в динамике.