Трудовой обмен

В рамках данного прогноза сальдо миграции кардинально не меняет сложившейся тенденции, обусловливающей нарастание диспропорций в размещении населения по регионам страны. В Центральном федеральном округе положительное сальдо за 2005-2025 гг. увеличит в 2,4 раза и в2025 г. на него будет приходиться около 80% общего сальдо страны, в основном в Москве и Московской области. В Сибирском и Дальневосточном федеральных округах будет происходить отток населения, хотя в Сибирском округе за 2005-2025 гг. он сократится на треть, а в Дальневосточном – он должен почти прекратиться. Таким образом, заложенный в прогнозе Росстата сценарий развития миграционных процессов предполагает сохранение сложившихся негативных тенденций в размещении населения и трудовых ресурсов по территории страны.

Регионы к востоку от Урала — Сибири и Дальнего Востока – являются стратегическим резервом выживаемости России и развития сравнительных преимуществ ее экономики. Вместе с тем, активное включение России в мировые хозяйственные связи и неспособность эффективно управлять этим резервом в период экономического спада в 1990-х гг. стимулировали укрепление за рубежом позиций тех, кто считает, что ресурсы Сибири и Дальнего Востока – это достояние не только России, но и всего мирового сообщества. Многие страны Запада и Востока заинтересованы в совместном освоении этих ресурсов, при этом они не исключают возможностей воспользоваться ими лишь в своих интересах в случае усиления дезинтегрированных процессов в России. Ресурсы Сибири и Дальнего Востока являются уникальным потенциалом развития всего мира, который по своему значению превосходит освоение территорий запада США, Канады и Австралии. Как свидетельствует практика, радикально-либеральная стратегия экономического развития не только не эффективна для страны с обширной территорией, но и крайне опасна.

Россия нуждается в привлечении мигрантов, испытывая мощный демографический напор перенаселенных соседних стран. При этом важно реально оценивать объективные границы её миграционной емкости. Они связаны не только с меняющейся ситуацией на рынке труда в результате структурных преобразований экономики, но и адаптационной способностью механизмов социально-экономической и культурной интеграции иммигрантов в российское общество.

Если исходить из самого оптимистического прогноза, то даже при условии существенного повышения рождаемости (с 1,3 детей на женщину репродуктивного возраста до 2,2 детей), прекращения роста смертности и ее сокращения до уровня западноевропейских стран, а также повышения иммиграции до 1 млн. человек в год, то только с 2010 года мог бы начаться небольшой прирост численности населения России. Но даже и в таком случае численность населения рабочих возрастов будет снижаться до 2021 года.
Как показывают расчеты специалистов Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, при экстраполяционных сценариях прогноза миграции (сохранении сложившихся тенденций) численность населения России будет быстро убывать до 98 млн. человек в 2051 году.

В случае стабилизационного варианта прогноза численность населения России до 2100 могла бы сохраниться на нынешнем уровне. Но при этом доля мигрантов и их потомков в населении должна достигнуть уже в середине ХХI века свыше половины населения страны.

По расчетам, выполненным Отделом народонаселения ООН в 2000 году, только для поддержания стабильной численности населения России в течение следующих 50 лет требуется, чтобы иммиграционный прирост населения составлял не менее 860 тыс. человек в год, то есть 43 млн. человек за 2001-2050 годы.

Согласно прогнозным оценкам Федеральной службы государственной статистики, которые исходят из худших, чем ООН, показателей прогноза естественного движения населения в России, сальдо иммиграции за 50 лет должно составлять не менее 45 млн. человек. Эту задачу призвана решить миграционная политика России.

Курсовые работы