Вывод по главе 2:
Современный международный трудовой обмен характеризуется следующими особенностями:
— к традиционным центрам притяжения мигрантов США, Канаде и Австралии добавились новые мировые рынки рабочей силы: страны Западной Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона, нефтедобывающие страны Ближнего Востока, Аргентина, Бразилия и Венесуэла, а также наиболее богатые страны Африканского континента;
— большинство потоков современной миграции имеет два направления, то есть одно и то же государство, как правило, является и страной эмиграции и иммиграции. При этом, вопреки сложившемуся стереотипу, что экспорт рабочей силы — удел только слаборазвитых стран, крупнейшими экспортерами стали среднеразвитые страны, а также развитые страны мира;
— в последнее время, благодаря влиянию НТП и глобализации, в потоках международной трудовой миграции наблюдается увеличение числа квалифицированных специалистов;
— мировой проблемой становится рост нелегальной миграции рабочей силы.
Все сказанное выше позволяет сформулировать следующие выводы:
— В эпоху глобализации еще более повысилась социально—экономическая роль миграционных процессов. Трудовая миграция призвана обеспечивать прирост ВВП в принимающих странах. Определенный эффект получают и направляющие страны и их население.
— В перспективе на первый план выдвигается не только желательность, но и необходимость интенсивной иммиграции трудовых ресурсов, соотечественников и представителей других национальностей.
— В перспективе Россия будет объективно заинтересована в осуществлении эмиграции (в основном временной) части своего населения (повышение уровня профессиональных знаний, обмен опытом, стажировки, учеба в учебных заведениях разного уровня).
— Миграционные процессы, происходящие в России, должны быть обеспечены соответствующей правовой базой (законами и механизмами их реализации). Государство в России призвано осуществлять разумное и в то же время жесткое и последовательное регулирование миграционных процессов. Это регулирование невозможно без тщательно разработанной статистики миграционных потоков, без четкого фиксирования денежных переводов трудовых мигрантов, без должного порядка на границах страны .
— Для успешного осуществления миграционных процессов необходимым условием является проведение воспитательной работы среди населения. В основе этой воспитательной работы должно быть искоренение ксенофобии, расовой и национальной нетерпимости. Совершенно ясно, что эти мероприятия должны быть рассчитаны на длительные сроки.
— Российские регионы отличаются по степени инновационной активности и инвестиционной привлекательности, по уровню и масштабам индустриального развития, по обеспеченности природно-сырьевыми ресурсами и их роли в развитии экономики, по геополитическому положению и т.д. С точки зрения потребности привлечения миграционных потоков в стране имеются различные типы территорий – мегаполисы; промышленно-производственные, технико-внедренческие и туристко-рекреационные особые экономические зоны; территории различные по уровню и масштабам индустриального развития; сырьевые территории; приграничные территории; инвестиционно-привлекательные территории и т.д. Следует осуществлять селективную миграционную политику с учетом геополитических, культурно-исторических, природно-географических, производственно-технологических и других особенностей регионов.
3. Проблемы России в международном трудовом обмене и направление их решения
3.1. Анализ основных российских проблем трудовой миграции
Проводя количественную оценку миграционных процессов, происходивших в России в конце прошлого и наступившего веков, следует отметить, что убыль населения покрывалась значительным притоком людей из стран ближнего зарубежья, однако РФ несла при этом значительные структурные потери, поскольку большая часть покидающих страну мигрантов имела высокую профессиональную квалификацию. Обратный поток людей хотя и содержал квалифицированных специалистов, но в результате миграции большинство из них потеряли свой социальный статус, квалификацию и возможность работать по специальности. Такая ситуация отрицательно повлияла на профессиональный уровень населения и качество трудовых ресурсов России.