Трудовой обмен

Первую группу составляют украинцы, белорусы и молдаване, выезжающие в Россию на заработки. Вторую группу составляют этнические колонии, ориентированные на массовое переселение в Россию. Движущая сила миграции – хронический социально-демографический кризис в странах проживания (грубо говоря, нехватка жизненного пространства и жизненных ресурсов), что фактически исключает добровольный возврат на историческую родину.

При всей непохожести друг на друга эти общины объединяют глубокие этнокультурные и цивилизационные отличия от коренного населения России, что способствует образованию быстро растущих очагов компактного расселения, формированию обособленной этноэкономики с преобладанием теневой составляющей и мощных, склонных к экспансии организованных этнокриминальных группировок. …Война кормится войной, миграция кормится миграцией. Чем более крупную и доходную нишу в теневой экономике занимает та или иная этническая колония (диаспора, община), тем сильнее экономический стимул новых мигрантов, тем больше у общины ресурсов для приобретения недвижимости и покупки у местных властей дополнительных преференций. Иначе говоря, чем более криминализирована диаспора, тем больше стимулов для ее роста и закрепления в стране пребывания. «Трудовая» миграция, гастарбайтеры – о чем так любят говорить идеологи миграционной колонизации России – это, в общем-то, второстепенная проблема, скрывающая быстрое назревание гораздо более серьезных угроз.

Исследователи миграционных проблем, имена которых приводятся в списке литературы, утверждают, что опасения на этот счет безосновательны. Китайское население, например, стремится в основном эмигрировать в направлении Юго-Восточной Азии и на Запад. Северные территории России, которые состоят из зон вечной мерзлоты, мало привлекают жителей теплого юга. Конечно, какая-то часть жителей Китая, Кореи, Вьетнама могла бы выехать на заработки в Россию, заняв ниши в сельском и лесном хозяйствах, на строительстве, в сфере обслуживания, в торговле. Возможно, что для России эффективно привлекать и неквалифицированную рабочую силу из-за рубежа.

При этом совершенно необходимо строго и в соответствии с международным и российским законодательством регулировать потоки иностранных трудовых ресурсов, рационально использовать эти дополнительные возможности для развития экономики России и ее регионов.
В связи с рассматриваемой проблемой можно обратиться к мнению известного специалиста по вопросам миграции, Президента Центра изучения проблем Вынужденной миграции в СНГ Ж. Зайончковской. В одном из своих интервью она сообщила следующее.

“За последние десять лет отношение к китайской миграции в России существенно изменилось. Сильнее всего китайский демографический пресс ощущает дальний Восток. Однако если в 1997—1998 гг. китайское присутствие рассматривалось большей частью местных жителей отрицательно, то сегодня формирование взаимодополняющего рынка труда с Китаем рассматривается как важнейшее и непременное условие развития приграничных регионов России и преодоления их депопуляции.
За период 1989—2002 гг. население дальневосточного федерального округа сократилось на 1,3 млн. человек, что составляет 16%. Соседство с огромным демографическим потенциалом Китая является едва ли не главным ресурсом, который мог бы обеспечить рабочей силой приграничную зону Сибири и дальнего Востока и поддержать заселенность этих территорий хотя бы на современном уровне. Однако вопреки нагнетанию страха перед лицом пресловутой “китайской угрозы”, местные оценки китайского присутствия довольно умеренные. Перепись 2002г. зафиксировала в России 35 тыс. китайцев. Общее число китайцев, побывавших в России в течение года, — 800 тыс. В основном китайские мигранты — это рабочие, занятые в таких сферах, как строительство, сельское хозяйство, торговля.

Переход на рыночные отношения резко удлинил экономическое расстояние между востоком и западом России, почти вытеснив дальний Восток с внутреннего российского рынка и тем самым придвинув его к странам Азиатско-Тихоокеанского региона. Учитывая что дальний Восток занимает выгодное географическое положение в этом регионе, это дальнейший рост и развитие могут быть логично связаны с интеграцией в этот регион.

Для Китая эмиграция собственного населения является острой необходимостью, поэтому китайские власти стимулируют отток людей из страны и ищут для этого любые возможности. В связи с вопросом о вступлении в ВТО, Китай выдвинул перед Россией требование открыть для китайской рабочей силы свободный доступ на российский рынок труда.

Несмотря на то, что к подобным требованиям необходимо относиться с известной доле осторожности, смягчение пограничного и таможенного режима в ряде пунктов вдоль китайско-российской границы, а также создание зоны свободной торговли могли бы сыграть положительную роль и для России, способствуя экономическому развитию регионов, в первую очередь благодаря развитию мобильности рабочей силы”.

Правда, фактический запрет экономической и рекреационной деятельности в 30-километровой полосе вдоль границы, о чем много говорят в последнее время в нашей стране, едва ли целесообразная мера. Ведь таким образом, изымается из нормального экономического использования территория, равная территории Франции.

В условиях высокой конкуренции на международном рынке труда вряд ли стоит опасаться слишком большой утечки высококвалифицированных специалистов и строить эмиграционную политику на запретах и жестких ограничениях. Более актуально осуществлять защиту интересов российских граждан за рубежом. По этим вопросам крайне важно проводить соответствующие консультации и переговоры с государствами, в которые возможен наибольший приток мигрантов из России.

 

3.2. Основные направления повышения эффективности использования иностранной рабочей силы

Для России ситуация осложняется тем, что многие ее потенциальные конкурентные преимущества, связанные с наличием огромной и богатой разнообразными природными ресурсами территории, не могут быть реализованы при дефиците человеческих ресурсов. Это усиливает одновременно потребность России в трудовых ресурсах и ее миграционную привлекательность в условиях нарастающего демографического давления со стороны перенаселенных стран ближнего и дальнего зарубежья.

Низкая интенсивность внутрироссийской миграции (около 1,5% населения ежегодно изменяет место жительства внутри страны) ограничивает осуществление позитивных изменений в численности и структуре трудовых ресурсов территорий. Она способствует формированию критического уровня безработицы в депрессивных регионах, углубляя социально-экономические проблемы.

Курсовые работы