Трудовой обмен

Рост миграционной активности будет позитивно влиять не только на использование человеческого капитала нации, но и на формирование внешних потоков мигрантов, качественного и количественного их состава в связи с ростом конкурентоспособности наемных работников. Увеличению миграционной активности будут способствовать формирование поляризованной его модели, что приведет к изменению миграционной привлекательности регионов, ускорению структурных сдвигов на территории страны, активизации процесса перераспределения трудовых ресурсов между отраслями и регионами, повышению доходов населения и снижению безработицы. Важную роль при этом будет иметь реализация организационно-экономических мер, которые призваны способствовать развитию рынка жилья, распространению достоверной информации об условиях жизни и труда в регионах, устранению препятствий, обусловленных высокими расходами при переезде в другую местность и др.

Для реализации данного сценария необходимо обеспечить к2025 г. сохранение доли федеральных округов в общей численности населения страны и рост численности населения Сибирского, Дальневосточного и Северо-Западного округов на 2,1 млн. человек по сравнению с прогнозом Росстата. Это возможно при улучшении социально-экономической ситуации в данных регионах, повышении их миграционной привлекательности, сокращении оттока населения из восточных и северных территорий и мобилизации финансовых ресурсов за счет увеличения доли природно-территориальной ренты, оставляемой на развитие регионов.

В рамках данного сценария необходима также реализация дифференцированного подхода к освоению территорий и развитию территориально-институциональных структур.

В южной части Сибири и Дальнего Востока, где имеются условия благоприятные для постоянного проживания людей, потребуется направление ресурсов на модернизацию всего комплекса объектов производственного и социального назначения.

Для районов Крайнего Севера возникает необходимость их обустройства с учетом проживания работников на основе их периодической смены (вахтовых миграций). Потребуется реализация эффективных мер по радикальному обновлению производственного аппарата, позволяющих за счет использования трудосберегающих технологий, адекватных природно-ресурсной базе институционально-организационных форм и структурных изменений в занятости, значительно повысить производительность экономики регионов.

Для республик Северного Кавказа важным будет являться уменьшение безработицы и расширение занятости, что потребует дополнительных инвестиций на создание рабочих мест, прежде всего, в те сектора экономики, которые позволяют использовать природно-территориальную ренту, обусловленную благоприятными природно-климатическими и географическими условиями (туристические и лечебно-оздоровительные услуги, строительство объектов сферы обслуживания и т.д.).

Природно-территориальные и технологические различия условий хозяйствования в России приводят к тому, что сокращение дефицита трудовых ресурсов на основе привлечения иностранной рабочей силы в пределах иммиграционной емкости способно становиться важным фактором повышения производительности экономики и выпуска ВВП на одного занятого. Даже вовлечение работников с невысокой квалификацией может привести в российских условиях к благоприятным изменениям в структуре занятости. В работе выделяются долговременные факторы, которые приводят к повышению выработки ВВП на одного работающего при вовлечении в российскую экономику трудовых иммигрантов за счет производства добавочной научно-технической, технологической и природно-территориальной ренты — энергетической, сельскохозяйственной, транспортной и т.д.

Соблюдение требований геополитической, социально-экономической безопасности предполагает переход к управлению миграционными потоками с учетом особенностей пространственного развития страны. При этом потоки международных мигрантов должны направляться в регионы, в которых они не вызывают критические социокультурные изменения; спрос на рабочую силу превышает предложение и имеются вакансии рабочих мест; миграционный приток способствует росту производительности экономики регионов в результате повышения качества человеческого капитала, улучшения его структуры и активизация инновационных процессов [30].

В настоящее время не существует методик определения эффективности использования рабочей силы [3]. Существующие методики позволяют только сравнить эффективность от использования иностранной и местной рабочей силы на конкретном предприятии. При этом, надо учитывать, что существуют разные факторы, по которым можно оценить эффективность. Факторы, по которым можно оценить эффективность использования иностранной рабочей силы в макро-масштабе, показаны на рис. 5.

Существующая структура и качественный состав миграционных потоков пока не отвечают стратегическим государственным потребностям. Включение России в глобальную сеть потоков международной миграции, превращение ее в страну перемещения нелегальных мигрантов, резко усиливает значимость разработки и реализации мер, направленных на пересечение их незаконной деятельности. Процессы миграции требуют выработки адекватного законодательного регулирования в области государственной миграционной политики.

В настоящее время действует механизм привлечения и использования иностранной рабочей силы, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 30.12.1993 г. в Российской Федерации.  Система иммиграционного контроля введенная данным Указом действует в целях обеспечения государственного регулирования миграционного потока при въезде на территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

Действует иммиграционный контроль на пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации под руководством органов Федеральной миграционной службы России для идентификации, регистрации и учета иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих на территорию страны, в том числе ищущих убежище, следующих транзитом, для предупреждения неконтролируемой миграции и в случае необходимости, организации депортации иностранцев, а также рассмотрения ходатайств иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших на территорию России, о предоставлении убежища.

Условия и порядок выдачи лицензии на право привлечения иностранной рабочей силы определяются Положением о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы, введенным в действие тем же указом Президента.

Выдача разрешений на привлечение иностранной рабочей силы и контроль за их использованием осуществляются Федеральной миграционной службой России по предложениям органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации (краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения). Разрешениями устанавливаются квоты на привлечение определенного числа иностранных граждан в целом и по группам профессий, нанимаемых работодателями для работы на территории республик в составе Российской федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения. Разрешения могут выдаваться не только российским юридическим лицам, предприятиям с иностранными инвестициями, действующим на территории Российской Федерации, но также отдельным российским и иностранным физическим лицам и лицам без гражданства (работодателям), проживающим на территории Российской Федерации и использующим труд наемных работников в сельском хозяйстве. При этом срок профессиональной деятельности привлекаемых иностранных граждан не должен превышать срока действия разрешения.

Курсовые работы