Трудовой обмен

 

Таблица 3

Экономическая активность населения некоторых стран, млн.чел.

Наименование страны

1990

1995

1996

1997

1998

1999

2000

Россия

75,3

66,4

66,0

64,7

63,8

64,0

64,3

Австралия

  7,8

8,2

8,3

8,4

8,6

8,7

9,0

Австрия

3,4

3,8

3,7

3,7

3,7

3,8

3,8

Азербайджан

3,7

3,6

3,7

3,7

3,7

3,7

3,7

Армения

1,6

1,5

1,4

1,4

1,3

1,3

1,3

Белоруссия

5,2

4,4

4,4

4,4

4,4

4,4

4,4

Бельгия

3,6

3,8

3,8

3,8

3,9

4,0

4,1

Венгрия

4,8

3,7

3,6

3,6

3,7

3,8

3,8

Германия

29,01

36,0

36,0

35,8

35,9

36,4

38,6

Италия

21,5

20,2

20,3

20,4

20,6

20,9

21,2

Казахстан

7,8

6,6

6,5

6,5

6,1

6,1

6,2

Канада

13,2

13,5

13,7

13,9

14,3

14,5

14,9

Киргизия

1,7

1,6

1,7

1,7

1,7

1,8

1;8

Китай

639

680

689

696

700

706

712

Литва

1,9

1,6

1,6

1,6

1,6

1,6

1,5

Молдавия

2,1

1,7

1,7

1,6

1,6

1,5

1,5

Нидерланды

6,4

6,8

7,0

7,2

7,4

7,6

7,7

Норвегия

2,0

2,1

2,1

2,2

2,2

2,3

2,3

Польша

17,3

14,8

15,0

15,2

15,4

14,7

14,5

Румыния

10,8

11,2

10,9

11,1

10,8

10,8

10,8

США

119

125

127

130

131

133

135

Таджикистан

1,9

1,9

1,7

1,8

1,8

1,7

1,7

Турция

19,9

21,4

21,7

20,8

22,0

22,0

20,6

Узбекистан

7,9

8,4

8,6

8,7

8,8

8,9

9,0

Украина

25,4

23,7

23,2

22,6

22,3

21,8

21,3

Финляндия

2,5

2,1

2,2

2,2

2,2

2,3

2,4

Франция

22,4

22,2

22,3

22,4

22,8

23,3

23,7

Швейцария

3,8

3,8

3,8

3,8

3,8

3,9

3,9

Швеция

4,5

4,0

4,0

3,9

4,0

4,1

4,2

Япония

62,5

64,6

64,9

65,6

65,1

64,6

64,5

 

Показатель экономической активности у стран-импортеров колеблется от 34 до 56%. Из остальных стран подобный высокий показатель встречается в основном у стран СНГ, независимо от того, какова их позиция на международном рынке рабочей силы.

Теперь рассмотрим реальный доход на душу населения у других стран (экспортеров и экспортеров-импортеров). Все страны-экспортеры рабочей силы имеют реальный доход на душу населения ниже среднего (кроме Португалии и Ирландии, у которых он превышает средний уровень на четверть и треть соответственно). У большинства стран-экспортеров рабочей силы этот показатель значительно ниже среднего (Бангладеш, Судан, Пакистан, Марокко, Египет, Гватемала, Сальвадор), но есть и такие, у которых он лишь на треть ниже среднего (Уругвай, Колумбия, Польша, Мексика и др.).

Что касается группы, обозначенной как экспортеры/импортеры рабочей силы, то показатель реального дохода на душу населения в этой группе имеет большой разброс: от Испании с доходом более 11 трлн. долл. в год до Буркина-Фасо — более 600 долл. в год, что не позволяет выявить однородной тенденции в этой группе по данному признаку.

Это подводит к выводу о том, что экспортом рабочей силы занимается отнюдь не только беднейшие страны мира.

Таким образом, низкая экономическая активность населения усиливает эмиграционный настрой в государственной миграционной политике, а повышенная экономическая активность делает эту политику более либерально-пассивной.

Все это говорит о том, что внешняя миграционная политика государств мира обусловлена рядом экономических показателей этих стран. Страны мира, проводя миграционную политику, ориентируются на такие важные показатели, как экономическая активность населения и национальный доход (в абсолютной и относительной величинах).

Таким образом, группы стран мира в выборе типа миграционной политики исходят из возможности работать и заработать в их собственных странах.

Чем больше у них такой возможности, тем меньше они склонны допускать эмиграцию и, напротив, все более внимательно присматриваются к возможности привлечь иностранную рабочую силу. Инструмент миграционной политики, таким образом, призван создать механизм гармонизации международного рынка труда.

Курсовые работы