Таблица 3
Экономическая активность населения некоторых стран, млн.чел.
Наименование страны |
1990 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
Россия |
75,3 |
66,4 |
66,0 |
64,7 |
63,8 |
64,0 |
64,3 |
Австралия |
7,8 |
8,2 |
8,3 |
8,4 |
8,6 |
8,7 |
9,0 |
Австрия |
3,4 |
3,8 |
3,7 |
3,7 |
3,7 |
3,8 |
3,8 |
Азербайджан |
3,7 |
3,6 |
3,7 |
3,7 |
3,7 |
3,7 |
3,7 |
Армения |
1,6 |
1,5 |
1,4 |
1,4 |
1,3 |
1,3 |
1,3 |
Белоруссия |
5,2 |
4,4 |
4,4 |
4,4 |
4,4 |
4,4 |
4,4 |
Бельгия |
3,6 |
3,8 |
3,8 |
3,8 |
3,9 |
4,0 |
4,1 |
Венгрия |
4,8 |
3,7 |
3,6 |
3,6 |
3,7 |
3,8 |
3,8 |
Германия |
29,01 |
36,0 |
36,0 |
35,8 |
35,9 |
36,4 |
38,6 |
Италия |
21,5 |
20,2 |
20,3 |
20,4 |
20,6 |
20,9 |
21,2 |
Казахстан |
7,8 |
6,6 |
6,5 |
6,5 |
6,1 |
6,1 |
6,2 |
Канада |
13,2 |
13,5 |
13,7 |
13,9 |
14,3 |
14,5 |
14,9 |
Киргизия |
1,7 |
1,6 |
1,7 |
1,7 |
1,7 |
1,8 |
1;8 |
Китай |
639 |
680 |
689 |
696 |
700 |
706 |
712 |
Литва |
1,9 |
1,6 |
1,6 |
1,6 |
1,6 |
1,6 |
1,5 |
Молдавия |
2,1 |
1,7 |
1,7 |
1,6 |
1,6 |
1,5 |
1,5 |
Нидерланды |
6,4 |
6,8 |
7,0 |
7,2 |
7,4 |
7,6 |
7,7 |
Норвегия |
2,0 |
2,1 |
2,1 |
2,2 |
2,2 |
2,3 |
2,3 |
Польша |
17,3 |
14,8 |
15,0 |
15,2 |
15,4 |
14,7 |
14,5 |
Румыния |
10,8 |
11,2 |
10,9 |
11,1 |
10,8 |
10,8 |
10,8 |
США |
119 |
125 |
127 |
130 |
131 |
133 |
135 |
Таджикистан |
1,9 |
1,9 |
1,7 |
1,8 |
1,8 |
1,7 |
1,7 |
Турция |
19,9 |
21,4 |
21,7 |
20,8 |
22,0 |
22,0 |
20,6 |
Узбекистан |
7,9 |
8,4 |
8,6 |
8,7 |
8,8 |
8,9 |
9,0 |
Украина |
25,4 |
23,7 |
23,2 |
22,6 |
22,3 |
21,8 |
21,3 |
Финляндия |
2,5 |
2,1 |
2,2 |
2,2 |
2,2 |
2,3 |
2,4 |
Франция |
22,4 |
22,2 |
22,3 |
22,4 |
22,8 |
23,3 |
23,7 |
Швейцария |
3,8 |
3,8 |
3,8 |
3,8 |
3,8 |
3,9 |
3,9 |
Швеция |
4,5 |
4,0 |
4,0 |
3,9 |
4,0 |
4,1 |
4,2 |
Япония |
62,5 |
64,6 |
64,9 |
65,6 |
65,1 |
64,6 |
64,5 |
Показатель экономической активности у стран-импортеров колеблется от 34 до 56%. Из остальных стран подобный высокий показатель встречается в основном у стран СНГ, независимо от того, какова их позиция на международном рынке рабочей силы.
Теперь рассмотрим реальный доход на душу населения у других стран (экспортеров и экспортеров-импортеров). Все страны-экспортеры рабочей силы имеют реальный доход на душу населения ниже среднего (кроме Португалии и Ирландии, у которых он превышает средний уровень на четверть и треть соответственно). У большинства стран-экспортеров рабочей силы этот показатель значительно ниже среднего (Бангладеш, Судан, Пакистан, Марокко, Египет, Гватемала, Сальвадор), но есть и такие, у которых он лишь на треть ниже среднего (Уругвай, Колумбия, Польша, Мексика и др.).
Что касается группы, обозначенной как экспортеры/импортеры рабочей силы, то показатель реального дохода на душу населения в этой группе имеет большой разброс: от Испании с доходом более 11 трлн. долл. в год до Буркина-Фасо — более 600 долл. в год, что не позволяет выявить однородной тенденции в этой группе по данному признаку.
Это подводит к выводу о том, что экспортом рабочей силы занимается отнюдь не только беднейшие страны мира.
Таким образом, низкая экономическая активность населения усиливает эмиграционный настрой в государственной миграционной политике, а повышенная экономическая активность делает эту политику более либерально-пассивной.
Все это говорит о том, что внешняя миграционная политика государств мира обусловлена рядом экономических показателей этих стран. Страны мира, проводя миграционную политику, ориентируются на такие важные показатели, как экономическая активность населения и национальный доход (в абсолютной и относительной величинах).
Таким образом, группы стран мира в выборе типа миграционной политики исходят из возможности работать и заработать в их собственных странах.
Чем больше у них такой возможности, тем меньше они склонны допускать эмиграцию и, напротив, все более внимательно присматриваются к возможности привлечь иностранную рабочую силу. Инструмент миграционной политики, таким образом, призван создать механизм гармонизации международного рынка труда.