В 2005 году наблюдается снижение суммы прибыли и от реализации и суммы прибыли в целом. В связи с этим достаточно низкие показатели рентабельности продаж и рентабельности капитала. Для предприятия оптовой торговли, внеоборотные активы которого составляют сравнительно небольшие суммы по сравнению с суммой выручки рентабельность собственных средств достаточно высокая, т.е. при вложении средств в данное предприятие инвестор может получить 82,6% дивидендов.
В целом рассматривая баланс ООО «Ткани» и технико-экономические показатели (см.выше) за 2005 год можно сказать, что предприятие рентабельно и имеет тенденцию к повышению роста объемов выручки.
2.4. Анализ конкурентной среды деятельности предприятия и предпосылки развития импортной стратегии
Как правило, анализ конкурентной среды осуществляется в комплексе исследований рынка. Значительный объем информации о состоянии рынка и тенденциях его развития можно получить на основе анализа опубликованных данных из проведенных ранее исследований (вторичный анализ). При этом ключевую роль в определении релевантности информации играют эксперты, опирающиеся на личный опыт работы в данном сегменте рынка.
В число наиболее важных задач, решаемых при анализе конкурентной среды, входят:
• Определение позиций марки на рынке;
• Исследование сильных и слабых сторон конкурентов;
• Выявление барьеров входа в рынок и вероятности появления товаров-заместителей (субститутов);
• Исследование ассортимента предложения;
• Сравнение уровня качества обслуживания;
• Изучение схем работы партнеров и конкурентов.
Розничная сеть г.Ижевска и Удмуртской Республики достаточно развита. Текстиль предлагаемый в розничных магазинах Удмуртии имеет достаточно высокую цену по сравнению с конкурентами – торговыми точками, организуемыми на базаре.
В Приложении 4 представлен список наиболее известных фирм реализующих ткани, всего 33 фирмы, надо отметить, что 2 фирмы из них не являются не покупателями, а конкурентами ввиду собственных оптовых закупок. Кроме того, потенциальными покупателями являются и розничные магазины города Ижевска и швейные предприятия г. Ижевска (по тканям).
Одежду оптом продают согласно Справочника Яндекс.Адреса — 23 предприятия, из них фактически конкурентами являются 5 предприятий, остальные фирмы возможны для проработки как потенциальные покупатели.
Все конкуренты перечислены в Приложении 2, параметры основных конкурентов представлены в таблице 13.
Таблица 13
Анализ основных конкурентов
Характеристики конкурентов |
Конкуренты
|
||
Альянс «Русский текстиль» |
«Чайковский текстиль»- ООО «Урал» |
Представи-тель «Нордтекс» |
|
1. Размер предприятия
2. Организационно-правовая форма 3. Расположение 4. Организация сбыта конкурентов (виды и формы сбыта) 5. Сервис предприятия по товару (формы организации и виды сервиса) 6. Организация рекламы (размер, частота, виды, влияние) 7. Ценовая политика фирмы-конкурента 8. Виды коммуникаций конкурента — пресса — брифинги — выставки — презентации — лоббирование — благотворительность — прочие
|
нет В стране за последнее время появилось несколько серьезных компаний, таких как Альянс «Русский текстиль», Текстильный холдинг «Яковлевский», Ralf Ringer, «Чайковский текстиль», «Глория Джинс», наиболее сильно позиционирующихся на текстильном рынке и имеющих представителей во всех крупных городах. В первом квартале 2006 года легпром впервые за последние пять лет продемонстрировал положительную динамику роста — в текстильном и швейном производстве. По данным Росстата, он составил 8%, в обувном — 11%, на этот раз рост обусловлен ростом не только рынка спецодежды и расходов Минобороны, но и отечественных рыночных компаний. На рынке Удмуртии также действуют компании Альянс «Русский текстиль-Ижевск» и «Чайковский текстиль», корпорация «Нордтекс», ранее называвшаяся текстильный холдинг «Яковлевский», с которыми конечно конкурировать небольшой фирме трудно. В данном случае можно выбрать и другие стратегии, позволяющие присутствовать на рынке совместно с представительствами этих компаний. Например, с компанией «Чайковский текстиль» имеет смысл сотрудничать, учитывая при этом, что официальный дилер данной компании уже есть (офис расположен на улице Маяковского), однако, с учетом того, что в основном «Чайковский текстиль» занимает ведущую позицию на рынке технических тканей (ассортимент состоит из в основном из тканей для спецодежды. Обладающими защитными свойствами от пота, пыли, огня и т.п.).
Другой конкурент – представитель Альянс «Русский Текстиль», в который входят производственные предприятия: ОАО «Тейковский ХБК»,ОАО «Товарищество Тверская Мануфактура»,ОАО «Муромский ХБК «Красный Луч»,ООО «Камышинский ХБК», ООО «Тейковская Фабрика Регенерации Хлопка». Кроме того, Альянс реализует и импортные ткани, однако, среди импорта в основном гобелены, и в основном, турецкого производства. Китайские ткани представлены только по одной-двум позициям. Однако, как известно, по группе гобеленов китайские ткани отнюдь не дешевые, не смотря на рекламу Альянса о низких ценах (цена 4,12 долл. США в Китае, отгрузка в Шанхае). При привозе в Россию данные ткани уже поднимаются в цене до 10 и более долларов за погонный метр, в Альянсе – 12 долл, т.е. предложение по китайским тканям группы Альянс является не конкурентноспособным по сравнению с предложениями тканей турецкого и европейского производства.
Третий сильный конкурент корпорация «НОРДТЕКС» (до 2006 года — Текстильный Холдинг «Яковлевский») — один из лидеров текстильного рынка России и самая быстрорастущая компания отрасли.
Сегменты рынка:
— хлопковые и смесовые ткани для одежды, ткани со специальными свойствами;
— ткани для постельного белья;
— домашний текстиль: постельное белье и текстиль для ванны и кухни;
— рабочая одежда и средства индивидуальной защиты.
Основные продажи по видам продукции:
Рис. 3. Структура продаж корпорации «Нордтекс» в 2006 году
Рис.4. Динамика продаж корпорации «Нордтекс» (холдинг «Яковлевский») 2002-2006 гг. и план на 2007-2008гг., млн. руб.
Производственные мощности:
— Родниковский ХБК — хлопковые и смесовые ткани для спецодежды и ткани со специальными свойствами,
— Самойловский ХБК — хлопковые ткани для постельного белья, медицинская марля,
— Фабрики «Шаговец» и «Ниткан-Покровск» — суровые ткани и пряжа. — Автоматическая швейная фабрика «Прогресс» — пошив постельного белья — Швейное обьединение — пошив рабочей одежды и домашнего текстиля.
Основное производство сертифицировано по международному стандарту ISO9001. Система дистрибуции — сеть филиалов Торгового дома «Нордтекс» в 37-ми крупнейших городах России и в странах Европы.
Доля рынка
— около 60% рынка хлопчатобумажных тканей для корпоративной спецодежды; — более 20% рынка широких хлопчатобумажных тканей для постельного белья;
— 7% рынка постельного белья.
Торговые марки:
— высококачественное постельное белье — «Волшебная ночь»,
«Облачко», «Самойловский текстиль»;
— текстиль для кухни — «Солнечный дом»;
— ткани с масловодоотталкивающей пропиткой — TEFLON и TEFLON HT;
— ткани с огнезащитной пропиткой — PROBAN.
Цели корпорации «Нордтекс» к 2010 году:
— Занять не менее 20% российского рынка постельного белья.
— Увеличить объем реализации спецодежды до 1,5 млрд. руб. в год.
— Стать ведущим производителем джинсовой ткани с производительностью около 6 млн. метров в год.
Представитель «Нордтекс» пока достаточно слаб, и не имеет опыта, которым обладают другие предприятия (нет в справочнике Яндекса, в связи с тем, что ранее данную фирма представляла Альянс «Русский текстиль»).
ООО «Ткани» необходимо рассмотреть возможность также стать официальным представителем данной компании, т.к. в настоящее время оптовые закупки производятся у данных фирм в небольших объемах, но оставляет возможность осуществлять более гибкую политику в выборе поставщиков.
Очень важно в процессе маркетингового анализа использовать количественные оценки. Они, как правило, более убедительны как для самого предприятия, так и для стратегического инвестора. Ниже приводится пример анализа конкурентного положения предприятия на основе количественных критериев.