Проект развития внешнеэкономической деятельности фирмы

Все большее значение приобретают российские коммерческие структуры за рубежом: филиалы российских компаний, торгово-сбытовые фирмы и международные торговые дома с участие  российского капитала, сборочные предприятия, сервисные центры и представительства, осуществляющие продвижение отечественных товаров, работ и услуг на зарубежные рынки. Активно осуществляют внешнеэкономическую деятельность российские предприятия с иностранными инвестициями, филиалы транснациональных корпораций, иностранные представительства.

1.2.   Характер внешнеторговых операций и виды сделок

Формой связи между производителями продукции раз­ных стран выступает внешняя торговля, обслуживающая сферу товарного обращения (включая услуги и посредников) через внешнеторговые операции, которые носят коммерческий характер.

Внешнеторговые операции представляют собой комплекс основных и вспомогательных (обеспечивающих) видов коммерческой деятельности, то есть набор техни­ческих приемов, последовательное применение которых обеспечивает реализацию договора купли-продажи. Ос­новным их видом являются экспортно-импортные опера­ции. При этом экспортная операция — это деятельность, направленная на продажу товара иностранному партнеру (покупателю) с вывозом его из страны продавца. Импортная — представляет деятельность, связанную с закупкой иностранного продавца и ввозом иностранных товаров технологий и услуг в страну покупателя для последующей реализации на внутреннем рынке.

Помимо этого, следует отличать операции неторгового характера, невидимый экспорт: услуги, туризм, страхова­ние, банковские операции, реализация которых осущест­вляется на уровне международной торговли. Например, деньги, которые иностранные туристы тратят в стране пребывания, представляют для этой страны невидимый экспорт, поскольку она получает при этом иностранную валюту. Точно так же дивиденды от заграничных инвестиций и доходов, получаемые от страховой деятельности, образуют неоцениваемый невидимый экспорт, в то время как затраты правительства за рубежом представляют собой невидимый импорт.

Разновидностью экспортно-импортных операций являются реэкспортные, которые предусматривают обратный вывоз ранее ввезенного из-за границы товара без какой-либо переработки, и реимпортные — ввоз ранее вывезенного товара, также не подвергавшегося переработке. Основанием для реэкспорта могут быть несколько ситуа­ций. Во-первых, использование традиционно сложившихся организационных форм торговли на внешнем рынке, таких как международные биржи и аукционы. Реэкспорт в этом случае является естественным продолжением торговой операции, требующей для продажи через биржу или аукцион ввоза товара в страну их местонахождения с последующим его вывозом покупателем третьей страны. Во-вторых, ситуация вынужденного реэкспорта может воз­никнуть в процессе прерывания нормального хода внеш­неторговой операции в случае отказа покупателя опла­тить товар в момент прибытия его в порт назначения или состояния банкротства покупателя, наступившего на пе­риод отправки ему товара. Реэкспорт выступает также составной частью более сложной внешнеторговой опера­ции, например, при реализации крупных проектов стро­ительства объектов за рубежом, требующих закупок от­дельных видов материалов и комплектного оборудования в третьих странах, часто минуя завоз его в страну реэкспортера. Реэкспортные операции могут, кроме того, быть использованы с целью получения прибыли за счет пере­продаж на различных рынках и разницы в ценах.

Основными ситуациями для реимпортных операций могут служить: ввоз ранее вывезенного и не проданного на аукционе или бирже товара, возврат товара с консиг­национного склада или товаров, забракованных покупате­лем и др.

Осуществление всех видов основных внешнеторговых операций и их содержание обеспечиваются условиями таможенных режимов, устанавливаемых государствами.

К обеспечивающим внешнеторговым операциям мож­но отнести транспортные, страховые, финансово-расчет­ные (предоставление кредита, передачу залога, акцепт переводного векселя), таможенные, подачу заявки на торговую марку или патент, а также посреднические услуги через договоры и соглашения, например, по проведению рекламной кампании, исследованию конъюнктуры рынка, по доставке груза, обеспечению платежных операций через банки и т.п. Эти операции могут выполняться как непосредственно самими экспортерами и импортерами, так и другими обслуживающими внешнюю торговлю фирмами и организациями на основании комиссионных соглашений и договоров, в зависимости от сложности ос­новной внешнеторговой операции. Практика свидетельствует, что на одну основную операцию приходится более десяти вспомогательных.

Таким образом, внешнеторговая операция охватывает разнообразную сферу взаимоотношений экономического, финансового и правового характера между партнерами, которые осуществляются на основе заключаемых внеш­неторговых сделок.

Многообразие видов внешнеторговых сделок в миро­вой торговле находится в тесной взаимосвязи с предме­том сделки (товар, услуги, результат интеллектуальной деятельности, аренда оборудования и т.д.), его особен­ностями (сырьевые товары, готовая машинотехническая продукция и т.п.) и организационными формами торгов­ли на мировом рынке, а также в зависимости от каналов сбыта и характера взаимоотношений между внешнетор­говыми партнерами. В данном случае внешнеторговые сделки могут заключаться напрямую — непосредственно между экспортером и импортером — или с участием по­средников и посреднических фирм.

  Заказать работу