Проект развития внешнеэкономической деятельности фирмы

Импортные товары, безопасность которых подлежит подтверждению, при отсутствии сертификатов через таможню не пропускают и направляют на хранение в соответствии с правилами.

При отсутствии сертификата системы ГОСТ Р получатель может в течение установленного срока подать заявку на проведение работ или признание иностранного сертификата. Если товар, взятый на хранение, не был направлен на сертификацию, то по истечении определённого срока он передаётся в собственность РФ.

Импортные товары, безопасность которых не подтверждена при сертификационном испытании, не пропускаются через таможню. При этом возможны два решения: иностранный товар забирает отправитель; товар подлежит таможенному режиму уничтожения.

1.5. Особенности  осуществления импортно-экспортных операций

При осуществлении импортно-экспортных операций совершаются те же самые логистические действия, что и при поддержке поставок товаров внутри страны.  Действительно, следует организовать транспортировку, продумать порядок оформления товарно-транспортных  документов, согласовать с контрагентом условия поставки и оплаты, продумать складские операции и документооборот.

Но есть особенность: поскольку товары пересекают границу страны, то ВЭД сопровождается специфическим регулированием, определённым сформулированной (то есть: в российских условиях существующей сегодня) системой государственных интересов (определения списка и ставок налогов, а также налогооблагаемой базы, сбора этих налогов, ограничений в области валютного контроля, реализации мер нетарифного регулирования, регулирования транзита товаров и транспортных средств, перевозящих эти товары, порядка защиты интеллектуальных прав и  т.д.), что предопределяет совершение большого комплекса специфических (то есть нацеленных на исполнение регуляторных требований государства в области внешней торговли) действий по предварительной подготовке проектов и их документальному сопровождению, координации усилий различных подразделений внутри компании – участника ВЭД, так и внешней координации с перевозчиками, складами, таможенными брокерами, государственными и другими регулирующими структурами.

Количество регулируемых объектов и отношений, а также комплексность действий по исполнению требований государства не может свести ВЭД ни к чисто логистическим аспектам ввоза или вывоза товаров, ни только к таможенному оформлению.

Сам процесс таможенного оформления достаточно хорошо отработан, однако для того, чтобы он был проведен правильно, необходимо исполнить ряд предварительных мероприятий, связанных с подготовкой товаров и документов.

Именно это и включается в организацию ВЭД, которую следует понимать как надстроечную часть логистического процесса при осуществлении импортно-экспортных операций.

Для международных компаний в условиях внутрикорпоративных торговых операций поставки из-за рубежа и за рубеж обычно понимаются как снабжение (как если бы они в рамках ЕЭС отгружали из Франции в Испанию), а надо бы относиться к этому процессу и с точки зрения организации, и с точки зрения исполнения как к бизнесу.  Поэтому сведение ВЭД лишь к таможенному оформлению товаров и, соответственно, снижение статуса важности организации внешнеторговых операций и квалификации и роли персонала, участвующего в этой организации, губительным образом повышает уязвимость безопасности бизнеса.
Большинство проводимых тренингов нацелено на разъяснение сложностей таможенного оформления, то есть: какие бумаги готовить и куда нести. Однако на практике торговым компаниям надо заниматься построением именно внешнеэкономической деятельности – бизнеса, а это значит: нужно эффективно отгружать, перевозить, оформлять товары в таможенном отношении, платить налоги, преодолевать меры нетарифного регулирования.

В представлении особенно неотечественной составляющей бизнеса, занятой продвижением импортируемых товаров в Россию, российское государство, наверное, по каким-то своим аналогиям, представляется как нечто монолитное, с системными интересами и мудрой заботой о благе общества. Однако находящееся в состоянии постоянной реорганизации государство, тем не менее, сохраняет стойкость в главном: каждое ведомство работает самостоятельно и не скоординировано.

Это предопределяет постоянную дисгармонию в требованиях разных ведомств. При этом на таможенные органы наваливаются неприсущие им функции, в основном связанные с нетарифным регулированием, перегружая и тормозя процесс выпуска товаров.

Например, иностранным предпринимателям свойственно объяснять таможенным органам, что не правильно сомневаться в заявляемой таможенной стоимости и корректировать её с целью увеличения массы уплачиваемых налогов, поскольку ведь будет уплачен налог на прибыль. Самые большие сложности возникают на уровне уплаты налогов, особенно НДС. У таможенных органов нет понимания (или, скорее, позиция таможенных органов выстраивается как непонимание), что НДС, уплаченный в момент таможенного оформления, налог возвратный, поэтому таможенные органы ведут борьбу за повышение таможенной стоимости, даже если это и не ведёт к увеличению налогооблагаемой базы для импортной пошлины.

Известно завышенное внимание  государственных органов любых уровней к оформленным таможенным декларациям. Их просят инспекторы дорожной службы при проверке товаров, уже находящихся в свободном обороте. Налоговые инспекции, контролирующие работу транспортных предприятий, которые осуществляют перевозку товаров в рамках внешнеторговых операций, для подтверждения льготы по НДС ссылаются на Налоговый кодекс и требуют таможенную декларацию, подтверждающую, что импортёр выпустил товар в свободное обращение, однако, данный документ, не может по определению принадлежать транспортной компании.

На самом деле размах страны предполагает не только обилие часовых поясов, но и сложности с инфраструктурой (собственно таможенной и логистической) и квалификацией государственных структур (и не только таможенных).

Массовые сокращения таможенных органов внутри страны (в рамках реорганизации, особенно при производственных площадках) при достаточно трудном исполнении мер нетарифного регулирования вынуждают переносить места таможенного оформления на границу.

На практике государство предлагает подстраиваться под свои постоянно изменяющиеся требования. И поэтому одна из серьёзнейших особенностей бизнеса в России – это девальвация знаний. Уже выстроенные процедуры и операции требуют постоянного контроля и модернизаций, поскольку изменения в политике государства (в том числе и связанные с упрощением регулирования) обязательно повлекут за собой необходимость в изменениях порядка подготовки документов, коммуникации и т.д.

Чем больше рекламы товаров и чем громче заявления об инвестициях, тем пристальнее государство присматривается к реализуемым внешнеторговым операциям. Крупным компаниям не спрятаться: офис, люди, склады, — что и предопределяет выбор государственных органов. Необходимо учитывать, что возможен особый контроль со строны государства, который, несомненно, увеличит время и стоимость осуществления проекта.

Инвестируя, компании прибегают к практике налоговых льгот, а всякая льгота даже в ситуации полной прозрачности предмет огромного интереса. Угроза тут как в затягивании процесса решений по предоставлению льгот, что ведёт к незапланированным расходам, так и в последующих проверках законности предоставления. А ошибки в действиях самого таможенного органа при полной легальности действий частника ВЭД могут иметь неприятные последствия.

Сказанное не означает, что не надо рекламировать товары или отказываться от редких предоставляемых законодательством льгот. Однако очевидно, что процесс организации ввоза и вывоза товаров (особенно известных и популярных торговых марок и известных производителей) должен предусматривать очень высокую требовательность к предварительному анализу особенностей осуществления торговой или инвестиционной операции, к подготовке товарно-транспортных документов и документов, подтверждающих выпуск товаров.

  Заказать работу