Сущность экспортно-импортных операций

2. Дайте определения сущности коммерческой деятельности исходя из комплексного подхода к данной рыночной категории.

Проблемы определения сущности коммерческой деятельности широко обсуждаются экономистами уже на протяжении как минимум трех столетий, начиная с меркантилистов, классиков экономической науки и заканчивая современными экономическими школами. Это объясняется не просто извечным тяготением к миропознанию, но и практическими потребностями выживания в рыночных условиях. Уже в трудах мыслителей древнего мира — Аристотеля, Ксенофонта, Платона видны изначальные попытки проникнуть в их тайны.

Первые мировоззренческие основы этой области с позиций экономической теории создали представители меркантилизма. Стаффорд (Англия), Скарутта (Италия), Мен (Англия), Серра (Италия), Манкретьен (Франция) и другие считали, что только торговля, прежде всего -международная, является источником богатства, так как она способствует накоплению золота. Они же определили основной принцип обмена: покупать дешевле, продавать дороже.

Огромный вклад внесли в систему знаний фундаментальные труды А.Смита, Д.С.Милля, К.Маркса, Т.Веблена, А.Маршалла, Д.М.Кейнса, Й.Шумпетера.

В начале 20-го столетия первую попытку описать и систематизировать практические приемы коммерческой деятельности и управления сбытом предпринял Дж.Генри Паттерсон, владелец предприятия «National cash redgister». В изданной им брошюре «Букварь продавца» был обобщен опыт работы лучших коммивояжеров фирмы. Его выводы вполне актуальны и поныне. В настоящее время наблюдается возросшее внимание западных ученых к коммерческой деятельности, что обусловлено возрастающим ее значением в общественном воспроизводстве, отличающегося остротой проблем реализации продукции и услуг. За происходящими в нем внешними изменениями кроются глубокие трансформации в социальной роли и содержании коммерческой деятельности. Из пассивного посредника между производством и потреблением она превратилась в мощный катализатор общественного воспроизводства, его динамики и структуры, что является следствием диалектики развития производительных сил и рынка. Поэтому в последнее время по проблемам западной торговли заметны работы Дж. Болта, В. Данненбурга, Ж. Жаллэ, Ф. Котлера, А. Крие, М. Леви, Ч. Фатрелла, А. Хоскинга и других. Однако и для западных ученых процессы формирования рыночных отношений, трансформации обмена в переходный период от советской системы к капитализму остаются «белым пятном».

В России первый документ, регулирующий торговые отношения, появился в 16 веке и назывался кодекс «Русская правда», который затем был дополнен Петром 1 в «Генеральном регламенте». Проводимые им реформы значительно повысили интерес к коммерческой деятельности.

В современной России коммерческая деятельность постепенно формируется в стержневой фактор повышения их эффективности и конкурентоспособности, обеспечения всеобщей экономической взаимосвязи в национальном хозяйстве, развития в нем кооперационных взаимоотношений и интеграционных процессов, становления финансовых, товарных и информационных систем, рационального распределения национального валового продукта в иных политических и социально-экономических условиях.

Являясь категорией обмена и товарно-денежных отношений, рынок предполагает наличие взаимных связей между спросом и предложением. Сущность явлений, происходящих на рынке, раскрывается этими взаимосвязями и представляет собой механизм или основной принцип функционирования рынка.

Сама по себе зависимость между спросом и предложением является диалектичной. Спрос на рынке естественным образом инициирует предложение товаров и услуг. Количественные параметры предложения увязываются со спросом при помощи цены, которая активно его регулирует. Скорректированный спрос вновь задает параметры предложения. Важно, чтобы при этом соблюдался принцип свободы ценообразования или невмешательства государства в вопросы установления цен.

Роль рынка как регулятора отношений в обществе и экономике хорошо известна. Следует, тем не менее, выделить несколько конкретных функций, которые определяют значение рынка для всей системы коммерческих отношений:

* рынок формирует условия для оценки общественной значимости труда, затрачиваемого на создание товаров. Акт обмена, совершенный на рынке по известной схеме “товар–деньги”, означает, что труд создателя данного товара является общественно-полезным. Предпосылкой для этого служит реальная возможность для покупателя свободного выбора необходимого ему товара и, соответственно, источника (продавца) данного товара;

* рынок регулирует размер общественно-необходимых затрат на производство товара. В процессе обмена формируется четкое представление об уровне общественно-необходимых затрат труда на производство того или иного продукта. При этом рынок косвенным способом воздействует на экономические показатели предприятий, в частности, на себестоимость и прибыль: убыточные фирмы “уходят” с рынка;

* рынок формирует основные пропорции экономики, состав и структуру общественного продукта. Причиной служит естественное стремление предпринимателей производить и продавать товары, которые пользуются спросом в первую очередь. Иначе говоря, капитал концентрируется в тех отраслях, где параметры спроса наиболее близко встречаются с предложением.

Понятие рынка тесно связано с понятием рыночной среды, т.е. с особой сферой деятельности, в процессе которой постоянно сталкиваются коммерческие интересы продавцов и покупателей. При этом деятельность участников рыночных отношений характеризуется четкой направленностью и имеет специфику в связи с ролью данного субъекта на рынке. Так, продавцы стремятся привлечь покупателей к своему товару и поэтому конкурируют между собой, в результате чего развивается покупательная активность на рынке. Покупатели пытаются рационально истратить свои средства, таким образом, чтобы оптимально соединить имеющуюся покупательную способность с пользой от покупки.

Потребность в реализации этих интересов предполагает необходимость ясного представления о рынке в его конкретных проявлениях. В отличие от приведенного выше абстрактного определения, рынок можно представить и совершенно конкретно. В этом случае, речь идет о рынке определенного, состоящего из однородных изделий товара или рынке сбыта. С этой точки зрения, рынок представляет собой, во-первых, совокупность покупателей определенного товара, а, во-вторых, – совокупность продавцов этого же товара.

Основными характеристиками рынка сбыта являются:

* для совокупности покупателей: емкость рынка и эластичность спроса на данный товар;

* для совокупности продавцов: общий объем продаж и удельный вес (доля) отдельных продавцов в общем объеме.

Емкость рынка (максимальный объем закупок определенного товара на данном рынке сбыта за определенный период времени) зависит, в конечном счете, от двух основных факторов. С одной стороны – это объективно существующий предел потребления данного товара, с другой – предел покупательной или платежной способности потребителей товара с учетом эластичности спроса.

Объемные характеристики рынка сбыта, определяемого как совокупность продавцов, находятся под воздействием внешних и внутренних факторов. Так, емкость рынка прямо ограничивает совокупные объемы продаж (внешний фактор, регулирующий предложение товара), а распределение этих объемов на конкретные доли по отдельным продавцам происходит при сильном влиянии конкуренции (внутренний фактор). Поэтому, возможности внедрения нового продавца на конкретный рынок сбыта всегда весьма затруднены, так как современных условиях международной экономической интеграции практически не осталось “неразработанных” участков рынка, где имеется неудовлетворенный платежеспособный спрос.

Среда коммерческих отношений – это среда конкуренции, где последняя является одним из основных факторов мотивации деятельности продавцов и покупателей. Регулирование ситуации, которая определяет состояние рыночной среды, осуществляется в процессе конкурентной борьбы при помощи экономических средств и в результате экономических закономерностей развития рынка.

По мнению Людвига Эрхарда, рынок вообще не может существовать вне конкуренции, а конкуренция служит основным средством роста богатства нации. Роль государства в качестве гаранта общественного благосостояния он определял как необходимость поддержания механизма конкуренции.

Основными типами рыночных структур являются: чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия.

Таким образом, сущность коммерческой деятельности, на мой взгляд, можно определить как деятельность по удовлетворению спроса, возникающего на рынке на какие – либо товары или услуги, заключающуюся в проведении операций по сбыту (обмену) данных товаров или услуг.

Коммерческая деятельность может заключаться как в операциях по покупке недвижимого (здания, сооружения, земля) или движимого имущества (товары, сырье и материалы, ценные бумаги), так и в сфере нематериальных активов (право на аренду, патенты, лицензии и т.п.).

Если прежде коммерческая деятельность отождествлялась с торгово-посреднической, то в развитой рыночной экономике она охватывает все виды товарообменных отношений. Для многих товаропроизводителей, например, жизненно важны не только закупки по приемлемой цене факторов производства и выгодная реализация своей продукции, но и решение вопросов с покупкой «дешевых денег», страхования своего бизнеса, выгодного приобретения акций чужих предприятий и продажи собственных ценных бумаг. Таким образом, торговля приобретает универсальный смысл, как купля-продажа любых видов товаров и услуг, собственности, ценных бумаг.

  Заказать работу