Бизнес-план для предоставления в банк составляется в соответствии с требованиями банка, где, в первую очередь, учитывает возвратность кредита и эффективность проекта в целом.
В связи с тем, что итоговая ставка кредитования до момента подписания кредитного договора неизвестна, финансовая модель бизнес-плана предполагает возможность автоматического пересчета размера уплачиваемых процентов при изменении ставки.
В бизнес-плане, ФЭО (финансово-экономическом обосновании) или ТЭО (технико-экономическом обосновании) проекта отражаются ответы на основные вопросы:
основные виды деятельности предприятия; схема финансирования проекта; виды расходов, производимых за счёт получаемого кредита; предполагаемые сроки и объёмы выпуска продукции, либо оказания услуг с приведением расценок за единицу продукции или услуги; планируемые на квартал (месяц) доходы и расходы; сумма ожидаемой прибыли от реализации (после уплаты платежей в бюджет); маркетинговые исследования рынка; распределение ролей участников; экономические показатели эффективности проекта. Возможна доработка Вашего Бизнес-плана (ТЭО, Бизнес-презентаций) до Бизнес-плана, соответствующего требованиям Банка. Подготовка пакета для кредитования занимает значительное время и требует трудовых затрат, как экономиста (исполнителя), собирающего пакет, так и от подразделений, предоставляющих данные. Большое значение играет наличие залогового имущества. Учтите, что Банки, как правило, принимают в качестве залоговой стоимости от 40% до 60% от рыночной стоимости имущества. Надо отметить, что после получения кредита, работа экономиста с финансовой моделью только начинается. В банк предоставляется регулярная отчетность, составляется текущая финансовая модель в рамках Анализа реализации проекта, предоставляются дополнительные отчеты и документы по запросам банка. Для получения кредита в Банке обычно запрашивается довольно объемный пакет документов, в составе которого есть и Бизнес-план. Приведем примерный перечень: 4.1. Нотариально удостоверенная или удостоверенную исполнительным органом копия Устава (Положения), зарегистрированного в установленном законодательством порядке. 4.2. Нотариально удостоверенная копия учредительного договора (если законодательством предусмотрено его составление). 4.3. Карточка с образцами подписей и оттиска печати, удостоверенная нотариально, с указанием должностей лиц, наделенных правами первой и второй подписи. 4.4. Документы, подтверждающие избрание, назначение на должность уполномоченных на распоряжение счетом лиц, указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печати (копии приказов (распоряжений), выписки из документов и/или их копии, заверенные уполномоченным лицом и печатью Заемщика/Поручителя/Залогодателя, а при назначении (смене) руководителя – документы (выписки из реестра акционеров, иного документа), подтверждающие соответствие условий проведения собраний (заседаний) соответствующих органов юридических лиц требованиям их учредительных документов). 4.5. Нотариально удостоверенная (или удостоверенная регистрирующим органом) копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц. 4.6. Состав участников (свыше 1% долей) в настоящее время, а также данные об изменениях в составе за последний год (с долей участия более 5%). 4.7. Персональный состав коллегиальных органов управления (Наблюдательного совета/ Совета Директоров/Правления) и высшего руководящего состава (с указанием занимаемой должности, в случае совмещения деятельности – иных мест работы). 4.8. Перечень дочерних и зависимых организаций с указанием долей участия. 4.9. Нотариально удостоверенную копию Свидетельства Федеральной налоговой службы – далее по тексту ФНС России (Министерства Российской Федерации по налогам и сборам – далее по тексту МНС России) о постановке на учет в налоговом органе. 4.10. Выписка из ЕГРЮЛ 5. Финансовые документы Заемщика / Поручителя / Залогодателя: 5.1. Бухгалтерская отчетность за последние 9 отчетных квартала, в полном объеме, составленная в соответствии с требованиями Минфина России, заверенная подписью руководителя и печатью Заемщика, с приложением пояснительной записки и аудиторского заключения (или его итоговой части) по результатам обязательного по законодательству Российской Федерации аудита годовой бухгалтерской отчетности за последний финансовый год (при его отсутствии — за предшествующий год), а также следующих расшифровок: 5.2. Справка из подразделения ФНС России о состоянии расчетов с бюджетом или акт сверки расчетов с бюджетом, а также о счетах, открытых в коммерческих банках. (При наличии просроченной задолженности перед бюджетами какого-либо уровня – справка налогоплательщика с указанием сроков, объемов и причин возникновения долга). 5.3. Справки банков об остатках денежных средств на расчетных и текущих валютных счетах и наличии ограничений на распоряжение денежными средствами, находящимися на указанных счетах; справки банков или справки Заемщика (Поручителя, Гаранта, Залогодателя) о суммарных ежемесячных оборотах по расчетным и текущим валютным счетам за последние 6 месяцев. 5.4. Расшифровка забалансовых обязательств (авалированные векселя, гарантии, поручительства) с указанием банка, суммы договора, возможной суммы задолженности, валюты, срока обязательства, процентной ставки на последнюю отчетную дату. 5.5. Расшифровка полученных обеспечений (с указанием от кого и в пользу кого получено) и выданных обеспечений (с указанием наименований организаций, в пользу которых выдано обеспечение, и наименований принципалов или организаций, по обязательствам которых выдано обеспечение, а также сроков исполнения обязательств) на текущую дату 5.6. Документы, подтверждающие оплату Уставного капитала. 5.7. Cправка о доле денежной составляющей в выручке-брутто на последние 5 отчетных дат. 5.8. Условия выпуска и объем ценных бумаг, находящихся в обращении и/или планируемых к выпуску, включая проспект эмиссии облигаций. 6. Документы по проекту 6.1. Бизнес-план или технико-экономическое обоснование проекта (ТЭО), доказывающие экономическую эффективность и окупаемость затрат в течение периода, на который испрашивается кредит. 6.2. Прогноз движения денежных средств на период кредитования, подписанный руководителем. 7. Прочие документы: 7.1. Документы по Группе компаний: Управленческая структура Группы; Схема товарно-денежных потоков группы, центры формирования затрат и прибыли, описание ролей (заверенная клиентом); Консолидированная или управленческая отчетность с расшифровками за 2 последних года. Кредитный портфель по Группе компаний. 7.2. Отчёт об оценке Объекта, предлагаемого в залог. 8. Перечень необходимой разрешительной, согласовательной и проектной документации включая документы, подтверждающие соответствие проекта установленным законодательством санитарно-гигиеническим, экологическим и иным нормам и правилам.
Список требуемых банком документов для получения кредита