Релевантные или регулируемые затраты
Российские экономисты смело заимствуют понятия из различных зарубежных теорий, при этом заимствования часто оказываются дублирующими собственные российские понятия. Например, лет десять назад все стали говорить «кэш-фло», хотя понятнее и естественне сказать «денежный поток», «движение денежных средств». Одним из подобных примеров является и заимствованная обширная классификация затрат.
Релевантные затраты как понятие в российской финансово-экономической теории появилось постепенно, в начале употребляли понятие «релевантный период» и лишь затем появились затраты и ЦФО, и релевантные денежные потоки. Основа понятия была заимствованна у наших зарубежных коллег, однако понятие на практике толкуется экономистами совершенно по-разному. При этом значение слова «релевантность» в поисковиках большинству опытных пользователей более менее понятна.
«Relevant cost» в переводе на русский можно перевести как «соответствующие затраты». В целом понятие применяется к затратам, на которые можно повлиять, приняв то или иное решение. Применение данного понятия способно помочь менеджеру при принятии тактических и стратегических решений выбрать вариант, который позволяет выбрать наиболее оптимальное решение, обоснованное и соответствующее текущему положению дел на рынке. Раньше в английской практике применяли термин «different cost», в русском языке это переводится как «различные», но в данному случае сопоставимым термином является «регулируемые затраты».
Современные экономисты пишут, что о релевантных затратах можно говорить только при рассмотрении будущего, т.е. по факту их произведения затраты стают нерелевантными, это справедливое утверждение отчасти, но по истечении релевантного периода бы будем проводить анализ деятельности и определять фактическую эффективность принятого решения.
Примером для объяснения релевантных затрат является ситуация, когда товар закупленный достаточно давно по высокой себестоимости имеет низкую оборачиваемость и увеличивает складские издержки, при этом продажа его может осуществиться только ниже себестоимости. Системный анализ говорит о том, что такая реализация не выгодна, практическое решение говорит о том, что высвобождение денежных ресурсов, и складских площадей возможно принесет прибыль в последующем.
Таким образом, отчасти «релевантные затраты» можно назвать и «регулируемые затраты». В примере затраты на списание стоимости акционных товаров можно регулировать, т.е. принимать решения о их необходимости к определенному моменту времени (через определенный релевантный период).
Релевантные затраты также могут как постоянные, так и переменные. К постоянным релевантным затратам: можно отнести дополнительные затраты на рекламу, определенную сумму премиальных коллектива и т.п. Примером нерегулируемых и нерелевантных затрат в данном случае будет сумма окладов работников, предусмотренная штатным расписанием. Здесь идет перекличка понятия регулируемые и согласованные затраты. Оклад гарантирован работнику договором и не зависит (в общем виде) от результатов деятельности предприятия или работника, одновременно эти затраты относится к нерегулируемым, нерелевантным и согласованным.
К регулируемым сдельным затратам можно отнести к примеру заключение договора с комиссионным процентом посреднической фирмы, либо дополнительного процента бонусов сотрудникам, также к ним относится и сумма бонусов (скидок) покупателям, которая зависит от числа реализованных по акции товаров. Если мы может отказаться от заключения данного договора или выплаты бонусов, то эти затраты регулируемые, если руководитель принял решение об их выплате, то уже они перестают быть регулируемыми, также как и перестают быть релевантными. В связи с этим, повременные релевантные затраты более сложны для контроля и принятия решения, однако могут встречаться на практике.
С точки зрения бизнес-планирования, подразделение затрат на регулируемые (релевантные) и нерегулируемые (нерелевантные) полезно при анализе рисков — расчете точке безубыточности и анализе чувствительности.
Упрощенный пример:
Определим точку безубыточности при закупке минимальной оптовой партии в 100 единиц товара по 80 рублей и следующих постоянных затратах — зарплата продавца товара в размере 500 рублей, аренда торговой точки — 500 руб, при наценке 25%, т.е. 100 рублей за ед. Точка безубыточности товара составит 9000 рублей, при этом необходимо реализовать минимум 90 единиц по цене 100 рублей.
Например, 20 единиц товара могут остаться нереализованными (согласно статистических данных – в первый день продается иногда 80, а иногда 100 единиц, во второй день остаток товара — 20 единиц может остаться нереализованным в связи со снижением срока годности. По идее мы с самого начала должны поднять цену до 112,5 рублей, но тогда мы вообще не сможем продать товар с наценкой 46%, при цене конкурентов 100 рублей. Сумма закупки товара в нашем случае в размере 8000 руб. является нерелевантными затратами, однако, их необходимо учитывать при расчете точки безубыточности.
Мы можем принять другое решение, в случае остатка товара определенное время до конца первого дня необходимо уценить 30 ед. товара и продать их по 90 рублей. Списание стоимости товаров (скидка покупателю) по 10 руб. с единицы в сумме 300 руб. являются релевантными переменными затратами. Фактическая выручка составит 9700 руб, фактические затраты без учета упущенной выгоды останутся на уровне — 9000 руб.
Точка безубыточности релевантная (регулируемая), составит 9300 рублей, прибыль от реализации всего товара составит 700 руб., для обеспечения точки безубыточности достаточно будет продать 93 шт. Применение обычного расчета точки безубыточности могло привести к нерациональному решению. В лучшем случае, мы торговали бы данным товаром 2 дня и не получили бы прибыли вообще: 10000 — (8000 + 500 х 2 + 500 х 2) = 0, если бы товар не продался в связи со своими качественными характеристиками во второй день, то убыток составил бы 2000 руб.
Таким образом, применение в бизнес-планировании кроме обычного деления на постоянные и переменные затраты, регулируемых (релевантных) затрат спланированных к действию в зависимости от определенного результата в релевантный период позволит при внимательном подходе к более гибкому управлению финансовыми потоками фирмы.
В целом, классификация затрат по видам регулируемые — нерегулируемые более понятны и по содержанию и в дальнейшем применимы для анализа и планирования. Однако, понятие релевантные (в переводе с англ. «соответствующие») затраты по-видимому будет применяться достаточно широко, и в настоящее время уже требует более однозначной трактовки. При этом, являясь по сути критерием необходимости принятия решения — оно имеет основу для развития применения его в инвестиционных и стратегических расчетах.
Автор: Светлана АСМИР. //asmir.ru/