Местное самоуправление в РФ

Компенсация “потери” части налоговых доходов требует их дальнейшей централизации в федеральном бюджете. Эта тенденция накладывает отпечаток на формирование структуры доходов местных бюджетов.

По данным за 1 полугодие 2004 г. доля налоговых доходов местных бюджетов в консолидированном бюджете РФ составила 11,3%, в т.ч. доля местных налогов (кроме земельного налога) – 1,5–2%. При этом, в среднем, в местные бюджеты поступило 60% земельного налога, 40% налога на доходы физических лиц, 37% налога на имущество организаций. 26% налога на прибыль организаций, 4,3% акцизов, 55% иных местных налогов и сборов.

Эти данные подтверждают актуальность совершенствования законодательства об имущественных налогах, которые должны в основном формировать доходную базу местных бюджетов.

Налоги поселений

В соответствии с новой редакцией Бюджетного кодекса (Федеральный закон от 22.08.2004 № 120-ФЗ) к местным налогам (налогам поселений) будут отнесены – налог на имущество физических лиц (5,64 млрд. руб.) и земельный налог (54,2 млрд. руб.), которые в полном объеме будут зачисляться в местные бюджеты. Кроме того, в бюджеты муниципальных районов будет зачисляться 100% земельного налога и 100% налога на имущество физических лиц, взимаемых на межселенных территориях.

В новой редакции Налогового кодекса (Федеральный закон от 20.08.2004 № 95-ФЗ) в перечне налогов отсутствует налог на недвижимость, который в перспективе должен был стать основным доходным источником местных бюджетов.

Местный налог на недвижимость

Основная идея законопроекта – установить местный налог на недвижимость жилого назначения и определить порядок введения этого налога. Налог вводится для юридических и физических лиц, являющихся собственниками объектов недвижимости жилого назначения (квартир, жилых домов, дач, гаражей, а также земельных участков, на которых они расположены). При этом плательщиками налога являются физические и юридические лица, являющиеся собственниками недвижимого имущества жилого назначения.

Освобождается от налогообложения имущество, входящее в состав государственного и муниципального жилищного фонда, а также земельные участки, на которых находятся объекты недвижимости, входящие в состав государственного и муниципального жилищного фонда. Важно отметить, что при установлении местного налога на недвижимость представительные органы МСУ вправе определить дополнительные виды объектов недвижимости, необлагаемые налогом.

Местный налог на недвижимость заменит для соответствующих плательщиков (физических и юридических лиц) налоги на имущество физических лиц, имущество организаций и земельный налог в части налогообложения установленных объектов недвижимости. Таким образом, в муниципальном образовании, где будет введен налог на недвижимость жилого назначения, будут продолжать взиматься земельный налог, налог на имущество физических лиц и налог на имущество организаций с “урезанным” в пользу налога на недвижимость числом объектов налогообложения. Следует отметить, что если бы на данной территории был упразднен налог на имущество физических лиц (в целях уменьшения числа взимаемых налогов) из-под налогообложения бы вышли сооружения, относящиеся к нежилой недвижимости.

Местный налог на недвижимость устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов МСУ, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом нормативными правовыми актами представительных органов МСУ и обязателен к уплате на территории соответствующего муниципального образования.

При установлении налога представительные органы МСУ определяют налоговую ставку в пределах, установленных рассматриваемой главой Налогового кодекса, необлагаемые налогом нормы, порядок и сроки уплаты налога, льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Важное значение имеет определение уровня муниципального образования, которое будет вводить на своей территории налог на недвижимость жилого назначения. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”, а также новой редакцией Бюджетного кодекса таким муниципальным образованием должно быть поселение (городское или сельское) – муниципальное образование первого уровня. Тем более, что 100% поступлений от налога на имущество физических лиц и от земельного налога, а также часть поступлений от налога на имущество организаций должны идти в бюджеты поселений в соответствии с новой редакцией Бюджетного кодекса. При этом, по объектам недвижимости, которые находятся на межселенных территориях, налог на недвижимость должны вводить представительные органы муниципального образования второго уровня – муниципального района.

Земельный налог

Не менее важное значение для формирования доходной базы местных бюджетов имеет совершенствование законодательства о земельном налоге.

В этих целях в октябре 2004 года Государственной Думой РФ был принят Федеральный закон “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ” (глава “Земельный налог”).

Земельный налог имеет статус местного налога, устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов МСУ, в соответствии с указанными актами вводится в действие и прекращает действовать, а также обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований. Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах МО (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Подводя итоги, можно отметить, что законодательство об имущественных налогах не вполне сформировано. Тем не менее, его совершенствование идет в направлении стимулирования муниципальных образований к развитию налоговой базы и создания налоговой автономии органов местного самоуправления.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя РФ, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории РФ.

Местное самоуправление – это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Оно организационно обособлено от системы государственных органов, но в формах, только ему присущих как бы «продолжает» их деятельность на местах.

В соответствии со статьей 130 Конституции РФ, местное  самоуправление  осуществляется  гражданами  путем референдума, выборов,  других форм  прямого волеизъявления,  через выборные и другие органы местного самоуправления, подконтрольные населению.

Перечень полномочий органов самоуправле­ния (правовое выражение их деятельно­сти) позволяет выделить следующие основные функции органов местного самоуправления:

—                     обеспечение участия населения в решении местных дел;

—                     управление муниципальной собственностью;

—                     обеспечение развития соответствующей территории;

—                     охрана общественного порядка;

—                     защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Кон­ституцией РФ (ст. 4, 5 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).

К исключительному ведению местного самоуправления относятся вопросы утверждения местного бюджета, установление местных налогов и сборов.

В целях защиты прав местного самоуправления и создания благоприятных возможностей для их наиболее полной реализации, Конституция РФ (ст. 133) гарантирует: судебную защиту нарушенных прав местного самоуправления; компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти; гарантии местного самоуправления более детального закрепляются федеральным законодательством, а также правовыми актами субъектов РФ.

Необходимо отметить, что на конституционном уровне решена и такая проблема, как наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых ресурсов.

Местное самоуправление в РФ: 1 комментарий

  • 23.05.2017 в 16:16
    Permalink

    «Мы подготовили законопроект, в соответствии с которым предлагается дополнить ст. 4 ФЗ “О средствах массовой информации” (недопустимость злоупотребления свободной массовой информации) нормой, запрещающей с 6 до 23 часов местного времени демонстрацию процессов потребления алкогольной продукции в теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах», — отмечается в письме.
    Давно пора уже я считаю)))

Комментарии запрещены.