Коллизии в праве

Требование обязательности правовых норм и деятельность на основе закона сочетается с прямыми запретами совершать противоправные действия или действия, которые могут стать таковыми. Например, ст. 43-52 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[1] посвящены гарантиям прав местного самоуправления, включая предъявление в суд требований о признании недействительными актов органов государственного управления, предприятий и учреждений, общественных объединений.

Предотвращению коллизий в сфере частного права служит хорошее знание гражданами, предпринимателями своих прав и обязанностей, легальных способов их осуществления и защиты, умение готовить юридические документы и акты. Нормы гражданского, семейного, жилищного кодексов, других законов служат основой их самореализации. Должностные лица и госорганы обязаны этому содействовать.

Кроме общей законодательной регламентации в сфере публичного права, не менее важно готовить и принимать специальные правила, посвященные юридическим коллизиям. Это могут быть стабильные процедуры, нормы о порядке разрешения коллизий в рамках законов, положения о статусе государственных органов и иных организаций, специальные коллизионные правила функционального характера — для разных сфер деятельности и видов взаимоотношений субъектов права. Готовить и вводить такие нормы и акты следует планомерно и во взаимной связи. Их изучение и освоение государственными служащими, депутатами всех уровней, работниками хозяйствующих структур позволит реально и с успехом применять набор средств для преодоления спорных ситуаций.

Органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов обязаны согласовывать свои действия в соответствии со ст. 72 Конституции РФ и положениями конституций и уставов ее субъектов. Согласованные действия органов государственной власти означают информирование, получение согласия, отсутствие возражений, совместные программы, координацию мероприятий.

В целях предотвращения и преодоления коллизионных ситуаций органы государственной власти содействуют участию общественных объединений и движений, политических партий, предпринимательских структур, религиозных организаций в проведении переговоров, поиске взаимоприемлемых решений, в разъяснении населению причин коллизионной ситуации. Органы государственной власти обязаны содействовать средствам массовой информации в получении достоверных сведений о причинах, содержании и участниках коллизионных и конфликтных ситуаций, информировать население о проводимых ими мероприятиях.

Еще одно важное правило — все государственные органы должны своевременно определять причины и содержание разногласий и споров. В целях своевременного обнаружения противоречий в многообразных отношениях органы государственной власти обязаны в пределах своих полномочий собирать и анализировать информацию: а) о разногласиях между различными государственными органами и должностями лицами по вопросам их компетенции; б) о влиянии и противоборстве интересов социальных групп, партий и их лидеров; в) о несогласованных действиях государственных органов; г) о фактах принятия решений с превышением полномочий, вмешательства в компетенцию других органов; д) о воспрепятствовании деятельности государственных органов; е) о конфликтах политического, экономического и социального характера.

Исследуемая проблема коллизий связана с таким явлением как юридический риск. Как известно, понятие риска разработано в юридической литературе применительно к риску случайной гибели имущества, к страхованию имущества, здоровья и жизни, к оговоркам в форс-мажорных обстоятельствах. В подобных случаях обеспечивается гарантия компенсации возможных потерь и ущерба субъекта прав.

В контексте нашей темы понятие «юридический риск» отражает возможное вхождение субъекта права в зону неправомерного поведения. Его смысл — скорее в предостережении от неправомерных действий, когда в зоне риска гражданин, должностное лицо или госорган и хозяйствующий субъект исходят из своих интересов, продиктованных только целесообразностью. В одних случаях мы имеем дело с мотивацией типа «не заметят», «не обнаружат» и «не накажут», т.е. с умышленной ориентацией деятельности вопреки принципам и нормам права. В других — с неосведомленностью, неинформированностью, незнанием права, т.е. скорее с умыслом в форме неосторожности.

Расчет субъекта права на удачу и возможность избежать опасности в виде осуждения и санкций нередко себя оправдывает. И это побуждает рисковать еще и еще раз. Но «красный свет риска» уже зажжен, и субъект права рискует потерять или ослабить свой легальный статус и сам причинить себе вред. Цена собственной ошибки очень высока, ибо тогда нормы коллизионного права, как отмечалось выше, вступают в действие…

Понятно, что сказанное может и должно служить предостережением от создания коллизионных и конфликтных ситуаций. Стихийному возникновению и развитию следует противопоставить типологию и моделирование возможных «отклоняющихся» правовых ситуаций. Своего рода матрицы таких ситуаций полезно составлять при подготовке крупных правовых актов и проведении реформ и преобразований. Описание ситуаций с помощью набора признаков, изменяющих свое значение под влиянием рода факторов, будет облегчено использованием компьютерной техники и электронных технологий.

Таковы действия в рамках первой фазы предупреждения юридических коллизий. Однако эффект может быть достигнут и проверен на последней фазе, — либо затухания, либо обострения конфликта до кризисной степени. Но для этого потребуется система юридической статистики, позволяющей вести мониторинг «отклоняющихся» правовых ситуаций, выявленных и установленных правонарушений. Такая статистика может включать: а) сведения о протестах, представлениях, определениях органов прокуратуры; б) данные о жалобах и обращениях граждан; в) динамику дел, рассмотренных судами; г) аналитическую информацию о случаях нарушения компетенции, незаконных актах и т.п.; д) уголовную статистику.

Правовой порядок в государстве в целом иногда подвергается серьезной опасности. Это могут быть внутренние и внешние угрозы безопасности страны и ее конституционному строю. Тогда неизбежно встает вопрос о легитимном применении силы. Ведь принуждение, насилие в легальных пределах есть один из институтов публичного права Причем режим его применения должен быть строго регламентирован. Есть несколько таких режимов, но их нельзя часто вводить в любых критических ситуациях, например, в связи с предвыборными баталиями.

Законодательство регулирует порядок использования войск и иных средств для охраны государственных границ, обеспечения безопасности и обороны страны. К сожалению, задерживается принятие ФКЗ «О военном положении».

В случае конфликтных ситуаций, возникновения и открытого противостояния государственных органов и общественных организаций, иных структур, подрыва конституционных основ Федерации, слома конституционной системы государственной власти и массовых нарушений законности Президент и Правительство РФ принимают срочные меры в соответствии с их компетенцией. Совет Федерации Федерального Собрания вправе заслушивать объяснения представителей конфликтующих сторон и информацию органов исполнительной власти. Совет Федерации может одобрить план мероприятий по урегулированию конфликта во внутрифедеральных отношениях и преодолению кризиса на территории любого субъекта РФ.

Особо выделим режим чрезвычайного положения. Президент РФ на основе ст. 88 Конституции РФ и в соответствии с ФКЗ «О чрезвычайном положении» вводит в отдельных местностях страны чрезвычайное положение и незамедлительно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Совет Федерации рассматривает в кратчайший срок вопрос об утверждении указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения.

Пока действует прежний закон о чрезвычайном положении, и новый еще не принят.

Думается, Правительство РФ может вводить временные режимы. Один из них связан с осуществлением экономической и приграничной деятельности на территории одного или нескольких субъектов Федерации в случае возникновения конфликтных ситуаций. Об этом должен быть уведомлен Совет Федерации.

Курсовые работы