2. Средства и методы управления рисками
Управление рисками является основным содержанием работы банка в процессе кредитования субъектов хозяйствования и охватывает все стадии этой работы — от первичного рассмотрения кредитной заявки до завершения расчетов и рассмотрения вопроса о возобновлении (продолжении) кредитования. При этом управление рисками составляет органичную часть управления процессом кредитования в целом. Последний включает в себя такие этапы, как
анализ кредитных заявок;
санкционирование кредитных операций;
контроль за кредитными операциями;
отчет о кредитных рисках и состоянии портфеля;
наблюдение за кредитной деятельностью подразделений банка;
обеспечение прибыльности кредитных операций; управление «проблемными» кредитами;
контроль за общими кредитными рисками;
обучение персонала современным методикам разработки и осуществления кредитных операций.
Главная задача управления рисками — минимизация рисков в тех пределах, в которых это позволяют текущая рыночная конъюнктура и необходимость как минимум сохранить позиции банка на рынке услуг кредитования, в том числе и в среде малого предпринимательства, если это отвечает приоритетам и целям долговременной кредитной стратегии банка.
Основные составляющие управления рисками включают в себя:
разделение риска;
опосредование риска (как форма его разделения);
принятие материального обеспечения (залог);
принятие финансового обеспечения (поручительство или гарантия);
перенос риска на повышенные процентные ставки по кредиту;
принятие риска венчурного кредитования; формирование фондов для списания потерь по ссудам.
Это предполагает следующие направления работы по управлению риском:
постоянный индивидуальный мониторинг каждого клиента;
постоянный мониторинг состояния отрасли (подотрасли), в которой складывается основная хозяйственная деятельность данного клиента;
привлечение и анализ гарантий;
получение компенсации за риск (реализация залога, гарантии и пр.).
Рассмотрим более подробно данные слагаемые управления рисками банковского кредитования с учетом той специфики, которая складывается при взаимодействии банков с субъектами малого предпринимательства.
На первом этапе согласование суммы кредита диктуется реальной стоимостью инвестиционного проекта плюс затраты на формирование необходимых резервов, которые рассчитываются исходя из характера проекта и сроков его осуществления. При этом занижение суммы кредита под предлогом минимизации рисков в действительности способно эти риски существенно увеличить из-за опасности неполного финансирования проекта и по сути — его срыва на его заключительной стадии. Сказанное касается и выбора срока кредита. Более длительный срок кредита увеличивает его риск; однако искусственное «сжатие» срока кредита может оказать негативное воздействие на заемщика, подтолкнуть его к более рискованным и даже ошибочным хозяйственным решениям и, следовательно, увеличить общие риски и заемщика и банка.