Правовые основы муниципальной собственности на землю

Органы местного самоуправления планируют использование земель, находящихся в их ведении. Они разрабатывают, утверждают генеральные планы, проекты планировки и застройки городских и сельских населенных пунктов, схемы и проекты районной планировки. При этом используются данные государственного земельного кадастра, который содержит систему необходимых сведений и документов о правовом режиме, их распределении по собственникам земли, категориям земель, о качественной характеристике и хозяйственной ценности земель. Органы местного самоуправления организуют проведение работ по землеустройству, дают заключения по планам землеустроительных работ, проводимых на их территории.

Землеустройство, согласно земельному законодательству Российской Федерации, включает систему мероприятий, направленных на регулирование оборота земель, актов соответствующих органов власти по организации использования и охраны земель, создание благоприятной экологической среды и улучшение природных ландшафтов. Землеустройство предусматривает, в частности:

– разработку схем земельных ресурсов и схем землеустройства;

– установление и изменение городской черты, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов;

– составление проектов образования новых и упорядочения существующих землевладений и землепользования с устранением неудобств в расположении земель, отвод земельных участков в натуре, подготовку документов, удостоверяющих право собственности на землю, и др.

Землеустроительные проекты составляются землеустроительными организациями и представляются местными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству соответствующим органам местного самоуправления в качестве материалов, обосновывающих их решения в области регулирования земельных отношений. Организуя работы по землеустройству, осуществляя иные функции в области земельных отношений, органы местного самоуправления опираются прежде всего на местные комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, которые входят в структуру Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству.

Органы местного самоуправления осуществляют полномочия, связанные с оформлением права собственности на землю, а также иными действиями по владению, пользованию и распоряжению землей в соответствии с действующим законодательством.

Каждому собственнику земельного участка выдается свидетельство на право собственности на землю, которое подлежит регистрации в регистрационной (поземельной) книге. Как отмечалось ранее, органы местного самоуправления взимают плату за землю.

Совместно с государственными органами органы местного самоуправления следят за соблюдением экологического законодательства.

Более подробно полномочия местного самоуправления по управлению землями закрепляются законодательством субъектов Российской Федерации. Так, Конституция (Основной Закон) Республики Тува возлагает на представительные органы местного самоуправления осуществление общественного контроля за состоянием, сохранностью и использованием земли, ее недр, водных, лесных и других ресурсов. А областной Закон «О местном самоуправлении в Свердловской области» (1995г.) наделяет полномочиями администрации муниципальных образований в области использования земли и других природных ресурсов, охраны природы.

Регулирование земельных отношений является содержанием деятельности районных комитетов по земельным ресурсам и землеустройству, относящихся к органам государственной власти специальной компетенции.

Соотношение полномочий этих органов в сфере регулирования земельных отношений различно, они имеют разный удельный вес ко всему объему полномочий и разные методы работы. Непосредственным полномочием, обязанностью комитетов по Земельным ресурсам и землеустройству является ведение земельного кадастра, а задачей муниципальных органов — организация ведения земельного кадастра, т.е. оказание помощи работникам комитетов организационного характера, финансирование работ за счет местных бюджетов. Они же — органы муниципальных образований — являются пользователями кадастровой информации при планировании использования земель, находящихся в их ведении. Работники комитетов по земельным ресурсам и землеустройству готовят документацию, выдают свидетельства о праве собственности на земельные участки, а органы местного самоуправления в соответствии с законом регистрируют права собственности на землю, договоры на пользование и аренду земельных участков. Тем самым обеспечивается разделение или разграничение полномочий.

 

3. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности

3.1. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности

Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности регулируются статьей  28 ЗК РФ. Пункт 1 ст.28 перечисляет титулы, на которых граждане и юридические лица вправе приобрести земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Такими титулами могут быть право собственности (см. комментарий к ст.15 ЗК), аренды (см. комментарий к ст.22 ЗК), постоянное бессрочное пользование (см. комментарий к ст.20 ЗК) или безвозмездное срочное пользование (см.комментарий к ст.24 ЗК).

Согласно п.2 комментируемой статьи обычно передача земельных участков в собственность гражданам или юридическим лицам осуществляется за плату. Только за плату могут быть предоставлены земельные участки иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам (п.5 ст.28 ЗК). Однако ЗК допускает случаи, когда земельный участок в собственность можно получить бесплатно. Такие случаи должны быть предусмотрены ЗК (см.комментарий к ст.20, п.3 ст.21 ЗК), федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Интерес представляет вопрос о том, когда земельные участки могут предоставляться в собственность за плату, а когда бесплатно. Так, Закон РФ «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» от 15 января 1993 г. (с изм. от 13 июля 2001 г.) (ВВС РФ. 1993. N 7. ст.247; 2001. N 29. ст.2953) предусматривает, что Герои и полные кавалеры ордена Славы имеют право на бесплатное получение в собственность земельных участков под строительство индивидуальных домов, дач и под садово-огородные хозяйства площадью 0,10 га в городах и поселках городского типа и 0,30 га в сельской местности (ст.5).

Согласно п.2 ст.17 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. (с изм. и доп. от 26 июля 2001 г.) (СЗ РФ. 1998. N 22. ст.2331; 2001. N 31. ст.3173) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, бесплатно по месту военной службы предоставляются в собственность земельные участки по их желанию для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства.

Курсовые работы