Административное право — контрольная

С экспертной точки зрения, присутствие малолетнего ребенка вблизи проезжей части должно быть учтено в расчетах при выборе времени реакции водителя. С другой стороны, с технической точки зрения нет смысла проводить расчет на возможность остановки транспортных средств с момента возможности обнаружить неподвижно стоящего пешехода или движущегося параллельным курсом без каких-либо признаков изменения направления движения. Это расстояние может многократно превышать остановочный путь. Нужно иметь в виду, что абсолютно безопасной скорости по нижнему пределу с технической точки зрения не существует, ведь тяжесть телесных повреждений не находится в прямой зависимости от скорости транспортного средства. Смертельную черепно-мозговую травму пешеход может получить даже при контакте с транспортным средством, остановившимся в месте наезда, т.е. когда его скорость близка к нулю.

ПДД не содержат каких-либо разъяснений, способствующих установлению момента возникновения опасной ситуации. И это понятно, так как невозможно дать конкретные рекомендации для каждой ситуации, поскольку ее просто невозможно спрогнозировать. Ситуации осложняются большим количеством разнообразных факторов, которые в совокупности должен оценить орган, рассматривающий дело. Однако одно лишь усмотрение органа, не основанное на серьезной теории, является источником злоупотреблений и ошибок. Водителю сначала необходимо разъяснить, по каким критериям он должен оценить ситуацию как опасную, а уж затем требовать соблюдения правил, а не наоборот.

Для определения момента возникновения опасной ситуации в большинстве случаев необходимы специальные познания эксперта-автотехника. На наш взгляд, решение данного вопроса необходимо отнести к его компетенции.

Управление транспортным средством всегда связано с анализом поступающей информации (условий, обстоятельств). Водитель, управляющий автомобилем, воспринимает и перерабатывает очень обширную информацию, которую при всем ее многообразии можно разделить на две основные группы.

1. Информация относительно постоянная: погодные условия, динамические характеристика транспортного средства и т.п.

2. Перманентно изменяющаяся: дорожные условия, окружающая среда и т.п.

Эти условия, обстоятельства первоначально существуют независимо от человека и предшествуют поведенческому акту. Они могут мотивировать само поведение, актуализируя какие-либо потребности, содействуют достижению цели или препятствует ей, вызывая дополнительную активность, то есть вступают в связь и взаимодействие с субъектом. Ситуация, таким образом, является существенным элементом взаимодействующих сил, определяющих результат поведения человека.

Специалисты насчитывают свыше 250 факторов, влияющих на совершение неосторожных преступлений. Можно выделить следующие элементы ситуации дорожно-транспортных преступлений.

1. Место совершения преступления. Определяется пространственными границами, в пределах которых осуществляется дорожное движение (населенный пункт или пересеченная местность, улица, дорога, перекресток, мост и т.д.) и характеризуется конкретными дорожными условиями (геометрические параметры, подъемы, спуски, состояние дорожного покрытия и обочины и т.д.). Характеристика места преступления дает представление о специфике условий движения, уровне регулирования движения и контроля за его участниками, нахождении пешеходов, препятствий и иных особенностях (железнодорожный переезд) и т.д.

2. Время совершения преступления можно рассматривать не только как конкретное время преступления, но и день недели, и время года. Сезонные изменения погоды, например, определяют состояние дорожного покрытия, а время суток — освещенность пути. От времени зависит интенсивность использования автотранспорта и степень вероятности попадания в его сферу других участников дорожного движения. Для характеристики работоспособности водителя имеет значение продолжительность времени его нахождения за рулем, и наконец, временные изменения характеризуют динамику развития ситуации в целом — была ли она длительной или скоротечной, возникла внезапно или оставляла достаточный срок для ее восприятия и адекватного действия.

3. Погодно-климатические (метеорологические) условия значимы не столько сами по себе, а поскольку тесно связаны с другими важными моментами ситуации — видимостью на дороге (например, туман, существенно затрудняющий ее) и особенно с характеристикой дорожного покрытия (дождь делает дорогу мокрой, скользкой и т.п.).

4. Конкретные дорожные условия, в которых произошло виновное причинение вреда, представляют собой сложную совокупность многих групп факторов, из которых можно выделить:

— видимость и обзорность пути следования транспортного средства. Состояние видимости зависит от времени суток <*>, погодно-климатических условий, от наличия или отсутствия, искусственного освещения в темное время суток, исправности и отрегулированности освещения транспортного средства, от действий других лиц (например, от ослепления светом фар ночью). Обзорность могут ухудшать, кроме того, естественные (деревья, кусты, подъем пути) или искусственные преграды (другой транспорт, дома, строения и т.п.);

— профиль и план дороги в ряде случаев может существенно затруднить управление транспортным средством (например, уклон, подъем, поворот и т.п.);

— ширина проезжей части, наличие или отсутствие тротуаров, развязок, «карманов» на остановках и других конструктивных особенностей дороги, обеспечивающих безопасность;

— характер и состояние дорожного покрытия и его поверхности (асфальт, грунт, бетон, гололед и т.п.). Последнее особенно важно учитывать, так как от этого фактора зависит величина сцепления шины с дорогой, а значит, длина тормозного пути транспортного средства, его устойчивость, маневренность, определение безопасной скорости движения, дистанции и интервала до препятствия, времени, необходимого для экстренной остановки, и т.п.;

— интенсивность движения, под которой понимается количество движущихся в данном месте транспортных средств, пешеходов и других участников дорожного движения на единицу времени. Участники дорожного движения могут создавать друг для друга взаимные помехи и трудности, превращая дорожную обстановку в криминогенную.

5. Средства регулирования уличного движения также включаются составной частью в дорожную обстановку и должны учитываться участниками движения. Обычно они являются антикриминогенными элементами, так как препятствуют нарушению правил, упорядочивают движение, направлены на его безопасность (дорожная разметка, дорожные знаки и указатели, светофоры, действия работников ГИБДД и пр.). Однако в ряде случаев возможно и их криминогенное влияние (например, неисправность светофора, противоречивые требования знаков, нечеткие и необоснованные действия инспектора ГИБДД и т.д.).

6. Характеристика и состояние транспортного средства, его расположение по отношению к другим объектам, скорость и траектория движения представляются важным моментом, определяющим ситуацию в целом, поскольку именно транспортное средство обладает вредоносными качествами. Увеличение вероятности вреда возможно также от неудачных конструктивных особенностей автомобиля, его габаритов, малой маневренности, опасных особенностей груза и т.п., а главное — от неисправности систем обеспечения безопасности управления. Последнее обстоятельство находит свое выражение в специальных нормативных требованиях к техническому состоянию транспортного средства.

7. Потерпевший является одной из основных фигур в большинстве дорожно-транспортных преступлений не только как объект причинения вреда, без которого порой невозможно само преступление, но и как активный элемент, привносящий в ситуацию криминогенные качества. Вследствие грубого нарушения правил дорожного движения или проявленной им неосмотрительности потерпевший может создать неожиданную помеху или ввести в заблуждение водителя, существенно затруднить ему оценку ситуации и выбор безопасного варианта действия, значительно осложнить само управление транспортным средством. Встречаются также случаи прямого подстрекательства со стороны потерпевшего к нарушению водителем правил дорожного движения.

8. Примерно такую же роль в ситуации могут сыграть действия других участников дорожного движения: пешеходов, велосипедистов, водителей других транспортных средств, пассажиров и т.д.

9. Иные обстоятельства, способствующие совершению преступления, чаще выступают как факторы, формирующие криминальную ситуацию. Однако через конкретные элементы ситуации они присутствуют в ней и продолжают оказывать свое влияние на субъект. К таким обстоятельствам следует относить прежде всего технические, организационно-управленческие, организационно-правовые и прочие недостатки по организации дорожного движения и контроля за его безопасностью: в частности, плохую организацию и деятельность дорожно-эксплуатационных служб, недостаточный контроль за состоянием и использованием автотранспорта, за состоянием водителя, недостатки в организации труда и отдыха водителей и т.д. В ряде случаев возможно и прямое влияние указанных факторов на личность водителя.

Курсовые работы