Главная проблема при оценке эффективности рекламных мероприятий, проходящих в регионах, — это сложности в получении статистики продаж. Кроме того, затруднены контроль над мероприятием и получение информации по факторам, влияющим на объем продаж. Поэтому, чтобы правильно оценить мероприятие, необходимо на время акции иметь собственного представителя, который должен получить нужную информацию, проконтролировать и зафиксировать все изменения. Оценка эффективности мероприятий по стимулированию сбыта имеет особенности в зависимости от вида мероприятия.
Оценка промо-акций. Действие промо-акции во времени можно разделить на 4 периода: «во время акции», «сразу после акции», «после акции», «конец действия акции». Оценка эффективности промо-акций включает оценку показателей во все 4 периода.
Оценка «во время акции». Во время акции наблюдается значительный рост продаж, превышающий обычные показатели в несколько раз. Однако в большинстве случаев за время акции затраты на акцию не окупаются. Прибыль — убытки во время акции = затраты на акцию — прибыль от прироста продаж во время акции
Оценка «сразу после акции». В зависимости от типа продукта и акции, продолжительности и качества прохождения акции «сразу после акции» (от нескольких дней до месяца и более) по сравнению с периодом до акции могут наблюдаться: падение, сохранение или рост продаж. В связи с этим на основе оценки изменения продаж в данный период нельзя делать выводы об эффективности акции. Необходимо зафиксировать убытки/прибыль, полученные за этот период.
Оценка «после акции». Прирост продаж «после акции» является основным результатом, на основе которого происходит оценка эффективности акции. Цель промо-акции будет достигнута только в том случае, если через месяц после акции объем продаж будет выше, чем объем продаж до акции.
Действие акции может быть ограничено во времени. В результате сезонного изменения спроса или действий конкурентов объем продаж может вернуться на уровень до акции.
Итоговая прибыль от акции = прибыль во время акции — / + прибыль-убытки в 1й мес. после акции + прибыль во 2й мес. * срок действия акции — затраты на акцию.
Срок окупаемости промо-акции складывается из продолжительности акции и срока окупаемости после акции.
Срок окупаемости после акции = (прибыль-убытки от акции во время акции — / + прибыль-убытки в 1й мес. после акции) / прибыль во 2й мес.
Фиксирование количества контактов по дням и часам (количество продегустировавших, выданных подарков, покупок) позволяет определить наиболее активные дни и часы, оценить, в какой степени количество контактов влияет на объем покупок. Анализируя результаты ряда акций, можно оценить, насколько объем продаж во время акции влияет на объем продаж после акции, при каких условиях сразу после акции будут падение или рост продаж.
Оценка рекламы в листовках. Как правило, реклама продукта в листовке сети или магазина сопровождается снижением цены или проведением промо-акции.
По этой причине непосредственно оценить рекламу в листовке невозможно. В этом случае оценивается эффективность комплекса мероприятий. Как и по промо-акциям, здесь существуют моментальный эффект (во время действия скидок, выхода листовки) и эффект после окончания акции. Расчет срока окупаемости проходит по той же схеме. Затраты на акцию включают расходы на размещение рекламы в листовке и промо-акцию, потери от скидки в цене.
Реклама в листовке и скидки могут распространяться не на весь ассортимент продукта. Соответственно, необходимо проводить анализ динамики продаж по видам.
Как в целом изменился объем продаж? Какова динамика по рекламируемым видам, видам на которые были скидки? Возможны следующие варианты:
— объем продаж увеличился по всем видам (несмотря на условия акции, внимание покупателей привлекается в целом к продукту, а не к отдельным видам);
— объем продаж увеличился только по видам, участвовавшим в акции, а по остальным видам не изменился (акция привлекла новых покупателей, постоянные покупатели остались верны своим предпочтениям);
— объем продаж увеличился по видам, участвовавшим в акции, а по остальным видам сократился (акция организована так, что покупатель хорошо видит более выгодный продукт и переключается на него).
В отношении оценки эффективности мероприятий по стимулированию сбыта в местах продажи, в компании должна быть разработана политика оценки эффективности данных мероприятий, которая включает:
цели оценки;
методики оценки разных мероприятий;
плановые показатели по приросту продаж, срокам окупаемости;
срок, в течение которого происходит первичная оценка мерчандайзинга или базовый период времени, с которым должны сравниваться продажи во время и после акции и др.
До проведения мероприятия по стимулированию сбыта необходимо знать объем продаж, чтобы оценить, возможно ли получить прибыль от акции, и рассчитать срок окупаемости.
Если компания планирует или начинает проводить мероприятия по стимулированию сбыта, то в целях точной оценки эффективности рекомендуется не устраивать комплексные мероприятия — например, совмещать дегустацию со скидками или подарками за покупку. После того, как компания получит стандартные результаты акций, можно будет проводить одновременно несколько мероприятий, которые также надо оценить на предмет возникновения синергетического эффекта.