3. Анализ системы формирования стоимости жилищно-коммунальных услуг в г. Ижевске
На протяжении нескольких десятилетий жилищный сектор находился под контролем государства. В сфере обеспечения населения жильем создалась сложная ситуация, которую невозможно разрешить за короткий промежуток времени. Замораживание платы за жилье и коммунальные услуги на уровне гораздо ниже фактической стоимости, односторонняя концентрация усилий на строительстве крупных жилых кварталов без развития инфраструктуры привело к тому, что во многих зданиях и квартирах существуют проблемы архитектурно-строительного характера, связанные с их стандартным минимальным размером, не отвечающим требованиям современного рынка, низким качеством строительных материалов и конструкций, характерным для крупных комплексов панельного строительства. Эти здания уже сейчас требуют ремонта и внедрения энергосберегающих мероприятий. Низкое качество жилья, высокое потребление энергии и воды влияет в целом и на экономику города.
3.1. Общее описание процедуры планирования в ЖКХ г. Ижевска
В общем виде существующий порядок оказания услуг можно представить одной схемой:
- Нормативным методом ГЖУ определяет объем работ (услуг) в натуральном измерении (т.е. объем потребления коммунальных услуг — тепла, воды, вывоза мусора, перечень и трудоемкость работ по обслуживанию и ремонту) на планируемый период. Нормативы определяются согласно документам Госстроя РФ, Минэкономики РФ, и др. и могут рассчитываться на человека, на единицу общей площади жилья, на социальную норму площади жилья и др., при этом утверждение основных нормативов потребления является прерогативой городских властей.
- Дополнительно к планированию услуг и работ по текущему содержанию и ремонту жилья и сетей, ГЖУ разрабатывает титульный список объектов реконструкции и капремонта.
- Исходя из перечня услуг и работ планируются затраты в денежном измерении. Затраты на покупаемые коммунальные ресурсы (не подпадающие под регулирование муниципальными властями) определяются ценами поставщиков. Затраты на комплекс работ по жилищным услугам определяются исходя из нормативов и действующих (прогнозируемых) цен на потребляемые ресурсы (труд, материалы и т.д.)
- На основании планируемых затрат и прочих расходов (инвестиции, погашение кредитов) планируется бюджет расходов по ГЖУ
- Из запланированных затрат рассчитывается плановый уровень тарифов по видам услуг для разных групп потребителей.
- Регулирующий орган (городская дума) на основании возможностей городского бюджета, заложенного уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг населением, а также политических целей, утверждает объем и направления дотирования и льготирования, корректирует и утверждает тарифы (в области своей компетенции). Корректировке подвергается и перечень работ и услуг в натуральном выражении, в т.ч. может быть пересмотрен титульный список на капитальный ремонт.
- На основании утвержденных тарифов и объема дотирования ГЖУ разрабатывает бюджет доходов — как сумму планируемых платежей от населения и за услуги, оказываемые юридическим лицам на коммерческой основе, и суммы дотаций.
- На основании бюджета доходов корректируется бюджет расходов и затраты по видам услуг.
- В соответствии с бюджетом расходов (сметой) заключаются договора с обслуживающими организациями (с поставщиками коммунальных услуг — на поставку ресурсов в заданном объеме по фиксированной цене, с жилищно-эксплуатационными предприятиями — на содержание и обслуживание жилья по установленному тарифу на квадратный метр площади).
Описанная процедура является итерационной на этапах разработки тарифов и бюджетов, возможны изменения и в периоды между утверждениями бюджетов — плановые и вызванные внешними причинами (например, рост цен на ресурсы у поставщиков).
Источниками средств на исполнение договоров являются платежи населения и юридических лиц за оказываемые услуги и перечисления из бюджета города. Оплата коммунальных услуг (тепло, вода) предприятиям-производителям производится согласно показаниям приборов учета, которые установлены практически на всех границах раздела собственности, оплата коммунальных услуг населением осуществляется по нормативам. Оплата услуг по содержанию и эксплуатации жилья обслуживающим организациям производится по выставляемым счетам-фактурам и, согласно типовому договору, может снижаться в случае неудовлетворительного качества.
Описанная процедура является итерационной на этапах разработки тарифов и бюджетов, возможны изменения и в периоды между утверждениями бюджетов — плановые и вызванные внешними причинами (например, рост цен на ресурсы у поставщиков).
Источниками средств на исполнение договоров являются платежи населения и юридических лиц за оказываемые услуги и перечисления из бюджета города. Оплата коммунальных услуг (тепло, вода) предприятиям-производителям производится согласно показаниям приборов учета, которые установлены практически на всех границах раздела собственности, оплата коммунальных услуг населением осуществляется по нормативам. Оплата услуг по содержанию и эксплуатации жилья обслуживающим организациям производится по выставляемым счетам-фактурам и, согласно типовому договору, может снижаться в случае неудовлетворительного качества.