Анализ формирования стоимости жилищно-коммунальных услуг-курсовая

3. Анализ системы формирования стоимости жилищно-коммунальных услуг в г. Ижевске

 

На протяжении нескольких десятилетий жилищный сектор находился под контролем государства. В сфере обеспечения населения жильем создалась сложная ситуация, которую невозможно разрешить за короткий промежуток времени. Замораживание платы за жилье и коммунальные услуги на уровне гораздо ниже фактической стоимости, односторонняя концентрация усилий на строительстве крупных жилых кварталов без развития инфраструктуры привело к тому, что во многих зданиях и квартирах существуют проблемы архитектурно-строительного характера, связанные с их стандартным минимальным размером, не отвечающим требованиям современного рынка, низким качеством строительных материалов и конструкций, характерным для крупных комплексов панельного строительства. Эти здания уже сейчас требуют ремонта и внедрения энергосберегающих мероприятий. Низкое качество жилья, высокое потребление энергии и воды влияет в целом и на экономику города.

3.1. Общее описание процедуры планирования в ЖКХ г. Ижевска

 

В общем виде существующий порядок оказания услуг можно представить одной схемой:

  1. Нормативным методом ГЖУ определяет объем работ (услуг) в натуральном измерении (т.е. объем потребления коммунальных услуг  —  тепла, воды, вывоза мусора, перечень и трудоемкость работ по обслуживанию и ремонту) на планируемый период. Нормативы определяются согласно документам Госстроя РФ, Минэкономики РФ, и др. и могут рассчитываться на человека, на единицу общей площади жилья, на социальную норму площади жилья и др., при этом утверждение основных нормативов потребления является прерогативой городских властей.
  2. Дополнительно к планированию услуг и работ по текущему содержанию и ремонту жилья и сетей, ГЖУ разрабатывает титульный список объектов реконструкции и капремонта.
  3. Исходя из перечня услуг и работ планируются затраты в денежном измерении. Затраты на покупаемые коммунальные ресурсы (не подпадающие под регулирование муниципальными властями) определяются ценами поставщиков. Затраты на комплекс работ по жилищным услугам определяются исходя из нормативов и действующих (прогнозируемых) цен на потребляемые ресурсы (труд, материалы и т.д.)
  4. На основании планируемых затрат и прочих расходов (инвестиции, погашение кредитов) планируется бюджет расходов по ГЖУ
  5. Из запланированных затрат рассчитывается плановый уровень тарифов по видам услуг для разных групп потребителей.
  6. Регулирующий орган (городская дума) на основании возможностей городского бюджета, заложенного уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг населением, а также политических целей, утверждает объем и направления дотирования и льготирования, корректирует и утверждает тарифы (в области своей компетенции). Корректировке подвергается и перечень работ и услуг в натуральном выражении, в т.ч. может быть пересмотрен титульный список на капитальный ремонт.
  7. На основании утвержденных тарифов и объема дотирования ГЖУ разрабатывает бюджет доходов  —  как сумму планируемых платежей от населения и за услуги, оказываемые юридическим лицам на коммерческой основе, и суммы дотаций.
  8. На основании бюджета доходов корректируется бюджет расходов и затраты по видам услуг.
  9. В соответствии с бюджетом расходов (сметой) заключаются договора с обслуживающими организациями (с поставщиками коммунальных услуг  —  на поставку ресурсов в заданном объеме по фиксированной цене, с жилищно-эксплуатационными предприятиями  —  на содержание и обслуживание жилья по установленному тарифу на квадратный метр площади).

Описанная процедура является итерационной на этапах разработки тарифов и бюджетов, возможны изменения и в периоды между утверждениями бюджетов  —  плановые и вызванные внешними причинами (например, рост цен на ресурсы у поставщиков).

Источниками средств на исполнение договоров являются платежи населения и юридических лиц за оказываемые услуги и перечисления из бюджета города. Оплата коммунальных услуг (тепло, вода) предприятиям-производителям производится согласно показаниям приборов учета, которые установлены практически на всех границах раздела собственности, оплата коммунальных услуг населением осуществляется по нормативам. Оплата услуг по содержанию и эксплуатации жилья обслуживающим организациям производится по выставляемым счетам-фактурам и, согласно типовому договору, может снижаться в случае неудовлетворительного качества.

Описанная процедура является итерационной на этапах разработки тарифов и бюджетов, возможны изменения и в периоды между утверждениями бюджетов  —  плановые и вызванные внешними причинами (например, рост цен на ресурсы у поставщиков).

Источниками средств на исполнение договоров являются платежи населения и юридических лиц за оказываемые услуги и перечисления из бюджета города. Оплата коммунальных услуг (тепло, вода) предприятиям-производителям производится согласно показаниям приборов учета, которые установлены практически на всех границах раздела собственности, оплата коммунальных услуг населением осуществляется по нормативам. Оплата услуг по содержанию и эксплуатации жилья обслуживающим организациям производится по выставляемым счетам-фактурам и, согласно типовому договору, может снижаться в случае неудовлетворительного качества.

  Заказать работу