Расчетный тариф подвергается корректировке в регулирующем органе. Алгоритм корректировки из представленных документов остается неясным, но направление корректировки — снижение. Сравнение расчетного и утвержденного тарифов приведены в табл. 1
Таблица 1
Сравнение расчетного и утвержденного тарифов
|
Т.е. снижены по непонятным основаниям все расходы, кроме расходов на услуги, предоставляемые специализированными (внешними по отношению к ГЖУ) организациями.
Значительное снижение расчетного тарифа работники ГЖУ объясняют политизированностью порядка утверждения тарифа. Такой порядок, способствуя каким-то образом решению сиюминутных местных политических вопросов, приводит к:
- усугублению финансовых проблем ЖРП;
- невыполнению всего комплекса работ (либо некачественному выполнению)
При этом в счете-квитанции, выставляемом населению, утверждается 100%-ый уровень оплаты услуги (“Жил. услуги”) населением.
Стороной, непосредственно оказывающей услуги по содержанию и ремонту жилищного фонда, являются жилищно-эксплуатационные предприятия (ЖРП), которые в условиях г. Ижевска к настоящему времени существуют либо в виде муниципальных унитарных предприятий, либо в виде частных предприятий (ООО). По оценке специалистов ЖРП, в условиях, когда основные фонды (жилые дома и внутридомовое оборудование) выработали половину ресурса и из-за недофинансирования в предыдущие годы соответственно изношены, планирование работ согласно ПТЭЖФ, т.е. нормативным методом, является неправомерным. Причинами этого предполагаются:
- нормативы обслуживания рассчитаны для нового жилищного фонда либо фонда, нормально обслуживавшегося в течении всего срока эксплуатации;
- для многих работ нормативы рассчитаны без учета изменений в технологии (например, заложенная ручная уборка территории);
- нормативный уровень заработной платы и его индексированные значения, утверждаемые Госстроем РФ, отстают от сложившейся в городе средней зарплаты, что автоматически снижает возможности ЖРП по набору необходимого количества квалифицированных рабочих.
В этих условиях применение нормативного метода планирования дает положительные результаты только в изолированных районах с новыми постройками (есть конкретный пример — ТСЖ, включающее три современных дома).
Для типичной же ситуации, когда на обслуживании ЖРП находятся в основном здания периода массовой застройки, финансирование по тарифам, рассчитанным в соответствии с ПТЭЖФ, покрывает не более трети потребности, необходимой для нормальной эксплуатации жилого фонда.
Таким образом, планирование работ организациями — исполнителями производится исходя из запланированного (в соответствии с тарифной политикой Управляющей компании) финансирования в расчете на квадратный метр обслуживаемой площади, что отражается в договорах между ГЖУ и ЖРП. Учет работ, выполняемых организациями-подрядчиками, выполняется в соответствии с “Методикой планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно — коммунального хозяйства” (постановление ПРФ № 9 от 23.02.99).
Основой определения себестоимости содержания и ремонта жилья является перечень работ и услуг, оказываемых потребителям в соответствии с договором на обслуживание, заключенным между ЖРП и службой, выполняющей функции Заказчика (ГЖУ). Контролирующую функцию исполняет имеющееся при каждом ЖРП представительство службы заказчика, являющиеся подразделениями ГЖУ. Сложившаяся система может быть представлена в виде схемы: