Показатели эффективности инвестиций называют еще дисконтированными критериями денежных потоков. Таким образом, обычно используются четыре основных показателя:
- период окупаемости;
- индекс прибыльности;
- чистая приведенная величина дохода;
- внутренняя норма рентабельности.
В процессе расчета показателей эффективности используются два основных агрегата: сумма поступлений и сумма выплат. По определению, приводимому в методических рекомендациях Всемирного банка, под суммой поступлений следует понимать сумму выгод, полученных в результате реализации проекта, а под суммой выплат — сумму затрат на реализацию проекта.
Одной из наиболее распространенных ошибок является некорректный выбор из таблицы «Отчет о движении денежных средств» статей, используемых для расчета показателей эффективности инвестиций и формирующих соответственно две ранее указанные суммы поступлений и выплат. Причина ошибки кроется в неправильном выборе объекта оценки.
Для оценки проекта в качестве исходных данных, содержащихся в таблице «Отчет о движении денежных средств», будут приняты те статьи поступлений и выплат, которые характеризуют денежные потоки самого проекта.
Это будут следующие поступления:
- от реализации продукции;
- от продажи активов компании, реализующей проект.
В некоторых случаях могут быть также учтены другие поступления от иных видов деятельности, например финансовых операций по размещению свободных денежных средств на депозит в банк.
Принимаются в отчет следующие выплаты:
- инвестиционные затраты,
- затраты на производство продукции;
- налоговые выплаты;
- затраты на обслуживание долговых обязательств, проценты по кредитам.
В некоторых случаях могут быть также учтены затраты на проведение других операций, не связанных с основным видом деятельности, но обеспечивающих получение иных доходов (например, финансовых операций со свободными денежными ресурсами).
В зарубежной практике полагают, что различие целей и условий реализации проектов также сказывается на выборе минимального уровня отдачи капитальных вложений. Так, выделяют шесть классов инвестиций, для которых возможно использование различных значений нормы дисконта:
вынужденные капитальные вложения — требования к норме отсутствуют,
вложения с целью сохранения позиций на рынке — 6%,
обновление основных производственных фондов — 12%,
вложения с целью экономии текущих затрат — 15%,
вложения с целью увеличения доходов — 20%,
рисковые капитальные вложения — 25%.
Можно заметить, что норма дисконта возрастает с увеличением степени риска предпринимательского проекта. В другом исследовании отмечается, что для обычных проектов приемлемой является норма дисконта, равная 16%, для новых проектов на стабильном рынке — 20%, тогда как для проектов, базирующихся на новых технологиях, — 24%.
Необходимо также учитывать, что в процессе дисконтирования уже может быть учтена стоимость капитала. В этом случае не обязательно учитывать в расчетах суммы, выплачиваемые банку на обслуживание долга. Следует учитывать, что условия участия в проекте различных инвесторов могут быть отличными друг от друга, например банка, выдавшего кредит, и венчурного фонда, который приобрел пакет акций.
Каждый из выше приведенных показателей отражает эффективность проекта с различных сторон, поэтому, оценивая тот или иной проект, необходимо использовать всю совокупность критериев.
Вывод по главе 1: Финансово-экономическая оценка инвестиционного проекта выполняется в следующем порядке:
* оценка сбыта продукции;
* оценка коммерческой эффективности инвестиционного проекта;
* оценка эффективности участия в проекте для предприятий и акционеров.
Оценка рынка сбыта играет ключевую роль в финансово-экономической оценке, так как при инвестиционном проектировании должна быть найдена оптимальная цена позволяющая получить максимальный объем прибыли. Заслуживает пристального внимания японская система ценообразования таргет-костинг, которая предусматривает расчёт себестоимости продукта, исходя из предварительно установленной цены реализации. Эта цена определяется с помощью маркетинговых исследований, т.е. фактически является ожидаемой рыночной ценой продукта или услуги. Для определения целевой себестоимости продукта величина прибыли, которую хочет получить фирма, вычитается из ожидаемой рыночной цены. Это означает, что задачей финансово-экономической оценки данного проекта будет являться определение величины дохода планируемого к получению при установленной (принятой к расчету ставке дисконтирования) и выявление разницы между целевой и расчетной себестоимостью.
При оценке эффективности целесообразным считается проект, у которого чистая приведенная величина дохода больше нуля и максимальна, индекс прибыльности больше единицы, показатель внутренней нормы рентабельности больше процентной ставки по кредитам, а период окупаемости проекта минимален.
2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ИжАвто»
2.1 История развития предприятия и виды продукции.
Строительство завода началось в 1965 году. Была проведена реконструкция недостроенного корпуса «Прогресс» недалеко за городом, установлено 1300 единиц оборудования, запущены цеха сварки, окраски и сборки.
12 декабря 1966 года с конвейера сошел первый автомобиль ижевского производства — «Москвич-408». В декабре 1967 года начался выпуск более совершенной модели — «Москвич-412». Всего с конвейера ижевского автозавода за все время выпуска сошло более 2 миллионов 300 тысяч автомобилей этой модели. На базе автомобиля «Москвич – 412» производились ИЖ-2125 «Комби» с пятиместным пятидверным кузовом, грузовой фургон ИЖ-2715, пикап ИЖ-27151 и грузопассажирский ИЖ-27156.
В 1984 году прошла государственные испытания новая базовая модель ИЖ -2126, а в 1991 году производство автомобиля ИЖ-2126 было поставлено на конвейер. Модель имеет пятидверный кузов типа «хэтчбек», традиционный задний привод, оснащена двигателями УЗАМ-331 и ВАЗ-2106. На базе модели выпускаются фургоны ИЖ-2717 и пикапы ИЖ-27171.
С весны 2001 года детали кузова начали штамповать из оцинкованной стали. В июле 2001 на ОАО «ИжАвто» началось производство автомобилей ВАЗ-2106, переданных с ОАО «АвтоВАЗ».
14 мая 2002 года было образовано Открытое Акционерное общество «Ижмаш-Авто».
6 февраля 2003 года с конвейера ОАО «ИжАвто» сошел 4-миллионный автомобиль.
Занимаемая территория155,9 га, общая площадь зданий и сооружений – 535 тыс. м2, в том числе производственная площадь – 379 тыс. м2.
Установленная мощность электроэнергии – 317 МВт, потребляемая мощность – 132 МВт.
Проектная производственная мощность предприятия – 220 тыс. автомобилей в год.
Предприятие специализируется на выпуске автотранспорта. Общая номенклатура изделий согласно справочника превышает 250 позиций, куда входят как готовые изделия, так и автозапчасти к ним.
Номенклатура выпускаемых изделий :
— автомобиль ВАЗ 21043,
— автомобиль ВАЗ 2106,
— автомобиль Иж 2717 «Фургон»,
— автомобиль Иж 27171 «Пикап»,
— автомобиль Иж 2126 «Ода»,
— автомобиль Иж 21261 «Фабула»,
— автомобиль 2126 4х4,
— автомобиль Kia Spectra (с авг.2005г.)
В рамках плана развития ОАО «ИжАвто» предусмотрено постепенное наращивание объема производства продукции в целом по предприятию, при этом предполагается постепенное сокращение объема производства существующего модельного ряда ИЖ, ВАЗ с одновременным увеличением объема производства автомобиля Kia Spectra и нового семейства ИЖ. Программа реализации запланирована в пределах производственной программы с незначительными отклонениями (не более 2-х % от объема производства в рамках интервала планирования).
2.2 Организационная структура предприятия
Открытое акционерное общество «Ижмаш – Авто» создано и действует на основании Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации «Об акционерных обществах», иного законодательства Российской Федерации и Удмуртской Республики и Устава. Сокращенное наименование общества: ОАО «ИжАвто». Размер уставного капитала составляет 1 350 000 000 рублей, полностью оплачен.
В составе завода имеются прессово-штамповочное, сварочно-кузовное, окрасочное, сборочное производства, производство по выпуску пластмассовых деталей, кроме производств имеются цеха: прессово-арматурные, тормозных систем, по производству задних мостов, крепежных деталей и деталей из металлопорошков, термический, гальванический и другие производственные объекты жизнеобеспечения: производство по ремонту всех видов оборудования, котельная, углекислотная и ацетиленовая станции, развитая сеть складских помещений и железнодорожная площадка для приемки грузов и отгрузки продукции.