Финансово-экономическая оценка проекта производства автомобилей

Показатели эффективности инвестиций называют еще дисконтированными критериями денежных потоков. Таким образом, обычно используются четыре основных показателя:

  • период окупаемости;
  • индекс прибыльности;
  • чистая приведенная величина дохода;
  • внутренняя норма рентабельности.

В процессе расчета показателей эффективности используются два основных агрегата: сумма поступлений и сумма выплат. По определению, приводимому в методических рекомендациях Всемирного банка, под суммой поступлений следует понимать сумму выгод, полученных в результате реализации проекта, а под суммой выплат — сумму затрат на реализацию проекта.

Одной из наиболее распространенных ошибок является некорректный выбор из таблицы «Отчет о движении денежных средств» статей, используемых для расчета показателей эффективности инвестиций и формирующих соответственно две ранее указанные суммы поступлений и выплат. Причина ошибки кроется в неправильном выборе объекта оценки.

Для оценки проекта в качестве исходных данных, содержащихся в таблице «Отчет о движении денежных средств», будут приняты те статьи поступлений и выплат, которые характеризуют денежные потоки самого проекта.

Это будут следующие поступления:

  • от реализации продукции;
  • от продажи активов компании, реализующей проект.

В некоторых случаях могут быть также учтены другие поступления от иных видов деятельности, например финансовых операций по размещению свободных денежных средств на депозит в банк.

Принимаются в отчет следующие выплаты:

  • инвестиционные затраты,
  • затраты на производство продукции;
  • налоговые выплаты;
  • затраты на обслуживание долговых обязательств, проценты по кредитам.

В некоторых случаях могут быть также учтены затраты на проведение других операций, не связанных с основным видом деятельности, но обеспечивающих получение иных доходов (например, финансовых операций со свободными денежными ресурсами).

В зарубежной практике полагают, что различие целей и условий реализации проектов также сказывается на выборе минимального уровня отдачи капитальных вложений. Так, выделяют шесть классов инвестиций, для которых возможно использование различных значений нормы дисконта:

вынужденные капитальные вложения — требования к норме отсутствуют,

вложения с целью сохранения позиций на рынке   —   6%,

обновление основных производственных фондов  — 12%,

вложения с целью экономии текущих затрат           — 15%,

вложения с целью увеличения доходов                     — 20%,

рисковые капитальные вложения                               — 25%.

Можно заметить, что норма дисконта возрастает с увеличением степени риска предпринимательского проекта. В другом исследовании отмечается, что для обычных проектов приемлемой является норма дисконта, равная 16%, для новых проектов на стабильном рынке — 20%, тогда как для проектов, базирующихся на новых технологиях, — 24%.

Необходимо также учитывать, что в процессе дисконтирования уже может быть учтена стоимость капитала. В этом случае не обязательно учитывать в расчетах суммы, выплачиваемые банку на обслуживание долга. Следует учитывать, что условия участия в проекте различных инвесторов могут быть отличными друг от друга, например банка, выдавшего кредит, и венчурного фонда, который приобрел пакет акций.

Каждый из выше приведенных показателей отражает эффективность проекта с различных сторон, поэтому, оценивая тот или иной проект, необходимо использовать всю совокупность критериев.

Вывод по главе 1:  Финансово-экономическая оценка инвестиционного проекта выполняется в следующем порядке:

* оценка сбыта продукции;

* оценка коммерческой эффективности инвестиционного проекта;

* оценка эффективности участия в проекте для предприятий и акционеров.

Оценка рынка сбыта играет ключевую роль в финансово-экономической оценке, так как при инвестиционном проектировании должна быть найдена оптимальная цена позволяющая получить максимальный объем прибыли. Заслуживает пристального внимания японская система ценообразования таргет-костинг, которая пред­усматривает расчёт себестоимости продукта, исходя из предварительно установленной цены реализации. Эта цена определяется с помощью маркетинговых исследований, т.е. фак­ти­чески является ожидаемой рыночной ценой продукта или услуги. Для определения целевой себестоимости продукта величина прибыли, которую хочет получить фирма, вычитается из ожидаемой рыночной цены. Это означает, что задачей финансово-экономической оценки данного проекта будет являться определение величины дохода планируемого к получению при установленной (принятой к расчету ставке дисконтирования) и выявление разницы между целевой и расчетной себестоимостью.

При оценке эффективности целесообразным считается проект, у которого чистая приведенная величина дохода больше нуля и максимальна, индекс прибыльности больше единицы, показатель внутренней нормы рентабельности больше процентной ставки по кредитам, а период окупаемости проекта минимален.

 

 2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ИжАвто»

 2.1 История развития предприятия и виды продукции.

Строительство завода началось в 1965 году. Была проведена реконструкция недостроенного корпуса «Прогресс» недалеко за городом, установлено 1300 единиц оборудования, запущены цеха сварки, окраски и сборки.

12 декабря 1966 года с конвейера сошел первый автомобиль ижевского производства — «Москвич-408». В декабре 1967 года начался выпуск более совершенной модели — «Москвич-412». Всего с конвейера ижевского автозавода за все время выпуска сошло более 2 миллионов 300 тысяч автомобилей этой модели. На базе автомобиля «Москвич – 412» производились ИЖ-2125 «Комби» с пятиместным пятидверным кузовом, грузовой фургон ИЖ-2715, пикап ИЖ-27151 и грузопассажирский ИЖ-27156.

В 1984 году прошла государственные испытания новая базовая модель ИЖ -2126, а в 1991 году производство автомобиля ИЖ-2126 было поставлено на конвейер. Модель имеет пятидверный кузов типа «хэтчбек», традиционный задний привод, оснащена двигателями УЗАМ-331 и  ВАЗ-2106. На базе модели выпускаются фургоны ИЖ-2717 и пикапы ИЖ-27171.

С весны 2001 года детали кузова начали штамповать из оцинкованной стали. В июле 2001 на ОАО «ИжАвто» началось производство автомобилей ВАЗ-2106, переданных с ОАО «АвтоВАЗ».

14 мая 2002 года было образовано Открытое Акционерное общество «Ижмаш-Авто».

6 февраля 2003 года с конвейера ОАО «ИжАвто» сошел 4-миллионный автомобиль.

Занимаемая территория155,9 га, общая площадь зданий и сооружений – 535 тыс. м2, в том числе производственная площадь – 379 тыс. м2.

Установленная мощность электроэнергии – 317 МВт, потребляемая мощность – 132 МВт.

Проектная производственная мощность предприятия – 220 тыс. автомобилей в год.

Предприятие специализируется на выпуске автотранспорта. Общая номенклатура изделий согласно справочника превышает 250 позиций, куда входят как готовые изделия, так и автозапчасти к ним.

Номенклатура  выпускаемых  изделий :

—         автомобиль ВАЗ 21043,

—         автомобиль ВАЗ 2106,

—         автомобиль Иж  2717 «Фургон»,

—         автомобиль Иж  27171 «Пикап»,

—         автомобиль Иж 2126  «Ода»,

—         автомобиль Иж 21261 «Фабула»,

—         автомобиль 2126 4х4,

—         автомобиль Kia Spectra (с авг.2005г.)

В рамках плана развития ОАО «ИжАвто» предусмотрено постепенное наращивание объема производства продукции в целом по предприятию, при этом предполагается постепенное сокращение объема производства существующего модельного ряда ИЖ, ВАЗ с одновременным увеличением объема производства автомобиля Kia Spectra и нового семейства ИЖ. Программа реализации запланирована в пределах производственной программы с незначительными отклонениями (не более 2-х % от объема производства в рамках интервала планирования).

2.2 Организационная структура предприятия

Открытое акционерное общество «Ижмаш – Авто» создано и действует на основании Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации «Об акционерных обществах», иного законодательства Российской Федерации и Удмуртской Республики и Устава. Сокращенное наименование общества: ОАО «ИжАвто». Размер уставного капитала составляет 1 350 000 000 рублей, полностью оплачен.

В составе завода имеются прессово-штамповочное, сварочно-кузовное, окрасочное, сборочное производства, производство по выпуску пластмассовых деталей, кроме производств имеются цеха: прессово-арматурные, тормозных систем, по производству задних мостов, крепежных деталей и деталей из металлопорошков, термический, гальванический и другие производственные объекты жизнеобеспечения: производство по ремонту всех видов оборудования, котельная, углекислотная и ацетиленовая станции, развитая сеть складских помещений и железнодорожная площадка для приемки грузов и отгрузки продукции.

Составить бизнес-план