Практически надо учесть не только специфику работы, но и важность нахождения компромиссов и сглаживаний конфликтов на нашем предприятии.
Можно различить три группы основных работников железной дороги:
- Персонал, который непосредственно общается с пассажирами
- Технический персонал, от которого зависит качество предоставляемых услуг
- Управленческий персонал.
Одним из важнейших вопросов является недопущение конфликтных ситуаций между этими группами и в группе технических работников, от которых непосредственно зависит жизнь пассажиров и сохранность транспорта. Как было сказано выше в конфликтных ситуациях, связанных с этой группой надо рассматривать и типологию конфликта, и причины его возникновения. В некоторых случаях допустимо применение таких крайних мер, как увольнение сотрудников, нарушающих или мешающих режиму работы предприятия. Однако, «разбрасывание» кадрами тоже может ухудшить ситуацию. Рассмотрим текучесть кадров за последние периоды:
Таблица 3.2.
Численность уволенных по причинам увольнения (чел.)
за период с 1998 по 2002 гг.
Название показателя |
2000 |
2001 |
2002 |
Увольнение |
1790 |
1786 |
1637 |
— по собственному желанию |
1142 |
1206 |
1210 |
— сокращение |
141 |
76 |
15 |
— перевод |
68 |
99 |
21 |
— прогул и другие нарушения |
12 |
3 |
9 |
— по истечении срока |
451 |
382 |
364 |
Общая численность |
10542 |
10763 |
10869 |
Текучесть кадров |
0,17 |
0,17 |
0,15 |
Анализ текучести кадров показывает, что наиболее высокая текучесть кадров была 2000 году, что правда говорит не только о снижении причин для увольнения в 2002 году, но и объясняется ростом общей численности сотрудников.
Данный анализ может подтолкнуть к выводу, что на предприятии сократилось количество конфликтов, однако, как говорилось выше слишком глубокая психологическая скрытость вопроса не позволяет сделать полностью такой безоговорочный вывод.