Основные пункты внешнеторгового контракта:
- Преамбула.
Преамбула предшествует тексту контракта и начинается со слова контракт в середине страницы, после которого следует номер контракта. Ниже, справа, пишется дата, а слева указывается место заключения контракта. Далее в преамбуле четко указывается фирменные наименования сторон. В преамбуле также дается определение сторон как контрагентов. Наглядным примером может служить преамбула контракта приведенного в Приложении 1.
- Предмет контракта.
После преамбулы следует описание предмета контракта и устанавливается его точное наименование, характеристика, модель, сорт и т.д. Если товар требует более подробной характеристики или ассортимент товара широк по наименованиям и количеству, то все это указывается в приложении к договору (спецификации), которое является неотъемлемой частью контракта, о чем делается соответствующая оговорка в тексте контракта.
- Количество.
В контракте устанавливается единица измерения количества, система мер и весов.
- Качество товара.
Определить качество товара в контракте купли-продажи — значит установить качественную характеристику товара, т.е. совокупность свойств, определяющих пригодность товара для использования его по назначению в соответствии с потребностями покупателя. Выбор способа определения качества зависит от характера товара, от практики, сложившейся в международной торговле данным товаром, и других условий. Важно указать наличие или процедуру оформления сертификата качества товара, особое внимание уделяется при этом тем товарам, которые подлежат обязательной сертификации, так как возможно, при реализации товара в РФ будет необходима повторная сертификация уже на соответствие российским требованиям.
Способы определения качества:
- по стандарту;
- по техническим условиям;
- по спецификации;
- по образцу;
- по описанию;
- по предварительному осмотру;
- по содержанию отдельных веществ в товаре;
- по выходу готового продукта;
- по натурному весу;
- способ “тель-кель”.
Если в контракте не указан способ определения качества, обычно считается, что качество определяемого товара должно соответствовать среднему качеству, являющемуся в стране продавца или в стране происхождения товара обычным для данного вида товара.
- Транспортные условия контракта.
Транспорт является основным связующим звеном между продавцом и покупателем; конечной целью транспортировки является своевременное прибытие груза в конечный пункт назначения в хорошем состоянии. При рассмотрении вопросов транспортировки грузов для участников внешнеторговой сделки необходимо установить следующее:
- каковы базисные условия поставки товара, как в соответствии с ними распределяются обязанности продавца и покупателя по обеспечению доставки товара;
- как осуществляется обратная связь между продавцом и покупателем при доставке товара (извещения);
- каким видом транспорта будет доставляться товар, какие документы сопровождают договор перевозки.
Базисными условиями во внешнеторговом контракте купли-продажи называют специальные условия, которые определяют обязанности продавца и покупателя по доставке товара и устанавливают момент выполнения продавцом своих обязанностей по поставке товара и перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя, а также возможных расходов. Применение базисных условий упрощает составление и согласование контрактов, помогает контрагентам найти способы разделения ответственности и разрешения возникающих разногласий. Международная торговая палата разработала и выпустила сборники толкований базисных условий, так называемые “International Commercial Terms”.
Из всех базисных условий наибольшее распространение получили условия FOB и CIF, и в практике международной торговли “цена FOB” обычно понимается как экспортная цена товара, «цена CIF» — как импортная.
Не менее важным вопросом при заключении контракта является вопрос о виде транспорта. Для ответа на этот вопрос необходимо проанализировать следующие факторы:
- вид груза;
- расстояние и маршрут перевозки;
- фактор времени;
- стоимость перевозки.
В таблице 1 приведена классификация условий ИНКОТЕРМС 2000 по применимым видам транспорта.
6. Цена товара. Цена на каждый товар устанавливается за какую-то определенную единицу измерения. Выбор единицы измерения, за которую устанавливается цена, определяется характером товара и практикой, которая сложилась на мировом рынке при торговле данным товаром.
7. Условия платежа. Условия платежа определяют в контракте следующие моменты:
- способ платежа
- средства платежа
- форму платежа
Способ платежа показывает, когда производится оплата товара по отношению к моменту его фактической поставки. Существует три способа платежа:
- платеж наличными,
- авансовый платеж,
- платеж в кредит.
К формам расчетов, применяемым в международной торговой практике, относятся следующие (даются по степени выгодности для экспортера от наиболее выгодной до наименее выгодной):
- 100% авансовый платеж
- аккредитив
- инкассо
- открытый счет
Так, в контракте может быть оговорены такие формы платежа как: 100% предварительная оплата или безотзывной аккредитив. Причем если в контракте условием платежа используется аккредитив, то в нем должен будет присутствовать пункт об условиях раскрытия аккредитива.
8.Срок и дата поставки. Под сроком поставки товара понимается момент, когда продавец обязан передать товар покупателю или по его поручению лицу, действующему от его имени. Количество товара указанное в контракте может быть поставлено единовременно или по частям (партиями). К примеру, в контракте (Приложение 1) четко оговаривается момент о недопустимости частичной поставки.
Датой поставки называется дата передачи товара в распоряжение покупателя.
9.Упаковка и маркировка. Обычно в контракте различают внешнюю упаковку — тару (ящики, картонные коробки, бочки, контейнеры и др.) и внутреннюю упаковку, неотделимую от товара. При заключении контракта упаковка товара относится к обязанностям продавца (например, условия упаковки см. Приложение 13 п.4.4)
Маркировка, наносимая на упаковку, определяется обычно покупателем и выбирается в зависимости от характера товара, а также условий контракта.
Маркировка должна включать:
* наименование продавца;
* наименование покупателя;
* номер контракта;
* место назначения
* номер упаковочной единицы и их общее количество;
* габариты упаковочной единицы;
* вес упаковочной единицы брутто;
* вес упаковочной единицы нетто;
* указания по транспортировке и погрузке-разгрузке (“верх”, “низ”, “осторожно” и т.п.;
* указания во избежание инцендентов при транспортировке опасных товаров;
* страну изготовления товара.